Все лишнее - погибель для души...

Все лишнее - погибель для души...

Перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего? Если, по строгом исследовании, совесть спокойна, то намерение свое приводите в исполнение. Будьте всегда преданы воле Божией, не противьтесь ей, прислушивайтесь и присматривайтесь к ней. Всегда держитесь середины. Крайности нигде ни в чем не похвальны. Только не медлите в деле спасения, не отлагайте день покаяния своего. Никогда не ждите и не требуйте за любовь любви, за смирение – похвалы, за службу – благодарности. Старайтесь остаться без земных наград, чтобы не потерять наград небесных.

Однажды во время молебна перед чудотворной иконой Успения Божией Матери одна из молящихся стала прикладываться к этой иконе. Батюшка кротко остановил ее и просил больше никогда не делать этого. Он сказал: «Думаете, что приложитесь и получите благодать, а на самом деле только согрешаете. Почему? Потому что мы все стоим и молимся, беседуем с Матерью Божией, и Она со вниманием слушает нас, а вы в это время заслоняете Ее от народа, оскорбляя и Матерь Божию, и молящихся».

После полученной радости духовной и теплоты сердечной надо быть готовым к какому-нибудь вражескому искушению. Господь посылает такие сладкие минуты сердечного порыва к Нему, чтобы сладостью общения с Богом удержать душу человека у Себя. В момент искушения надо все силы приложить и просить Господа о помощи, чтобы победить грех, отказаться от него, показать, что мы действительно любим Господа не на словах, а на деле. А за победу над грехом Господь посылает такие милости! Борьба с грехом вменяется в мученичество.

У кого сильно развилась страсть праздности и празднословия, кто скучает без собеседников, кто боится одиночества, боится остаться наедине с самим собою, тому надо со слезами просить Господа помочь ему избавиться от рассеянности, невнимания к себе и научиться бодрствовать и молиться, научиться проникнуть в свое сердце, следить за каждым своим поступком и все свои мысли и дела направить к Богу. Надо постоянно взывать: «Господи, помоги мне избавиться от пустословия, пустомыслия и научи богомыслию!

Время кратко, и надо беречь его. Каждый день, каждую минуту будем работать для вечности. Потеря времени ничем невосполнима! «Потеря времени – дороже всех потерь!» – говорят святые отцы. Если человек потеряет попусту драгоценнейшее время, которое он мог бы употребить для своего спасения или спасения ближних, то он теряет больше миллионов, т. к. никакими драгоценностями вещественными выкупить душу из ада нельзя. Душа избегает ада добродетельной жизнью, когда все часы и минуты жизни человек употребляет на молитву, добрые дела, на умножение веры, надежды, любви и на приобретение добродетелей.

Вы видели когда-нибудь, как дети ловят голубей и, чтобы они не улетели, связывают им крылышки? Так и человек, который имеет пристрастие к деньгам и вещам: у него, как и у голубя, связаны крылья души, и она не может лететь в небесные обители, его молитвы Господь не принимает.

Кто не имеет средств для милостыни, а завидует тем, у кого они есть, тот тоже сребролюбец. Сохрани нас, Господи, от такой страсти! Будем довольствоваться самым необходимым для поддержания тела: одеть его, чтобы не простужаться, подкрепить пищей, чтобы оно не изнемогло, чтобы оно было другом душе для работы Господу. А все лишнее – погибель для души! Особенно бойтесь роскоши, подражанию моде. Не копите денег, все лишнее раздавайте бедным. Это страшное дело: «черный день», «черная касса» – сами названия говорят, что это сатанинское дело. Довольно нам заботы о сегодняшнем дне! В молитве Господней мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Не будем уподобляться евангельскому богачу. Не ищите ничего на этой грешной земле, нет у нас здесь постоянного дома – странники и пришельцы мы на земле.

Есть и такой вид стяжательности, называемый книгоманией, когда копят много книг, акафистов и они лежат без пользы: Сами их не читают и боятся дать другим почитать. Про таковых говорят: «Был монах Мних, он имел много книг и молитв в них, но он спал на них, не читал их, не знал что в них». Такое сокровище духовное не надо держать под спудом. Самому нет времени почитать – предложи другим. Это тоже один из видов милосердия, и такое духовное милосердие угоднее Богу.

Великое дело Божие сотворим, если утешим печального, ибо печаль производит духовную смерть. Хорошо читать святые книги, ходить в храм, но надо и утешить ближнего, если есть в том нужда. У кого нет в сердце сострадательности и милосердия к людям, тот да убоится слов Священного Писания: «Суд бо без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13). А милостивых ожидает великая милость на последнем Суде: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).

Милостыня введена не для принимающих, а для подающих, ибо последние приобретают от этого великую пользу. Благодеяния приносят пользу не столько принимающим сколько подающим, ибо добродетель эта доставляет им дерзновение пред Богом. Лучше подать, чем просить!

Милосердие Божие безконечно! Мы оскорбляем Господа, а Он опять нам подает руку помощи и изводит из ада. Мы прогневляем Его, а Он посылает Ангелов Своих, чтобы вывести нас из преисподней. Молитесь: «Господи! Подай нам силу, чтобы распять нам плоть свою со страстьми и похотьми, чтобы нам не оскорблять больше величие Твое!»

Схиигумен Савва (Остапенко)

Написать комментарий