ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ БОИТСЯ ГРЕХА, КАК ЖИВОГО ОГНЯ

ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ БОИТСЯ ГРЕХА, КАК ЖИВОГО ОГНЯ

Толкование послания от Иоанна прп. Иустина Поповича


Чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете;
и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу,
Иисуса Христа gраведника.
И Той очищение есть о гресех наших,
не о наших же точию, но и о всего мiра.
(1Ин.2:1-2).

 

С усилением осознания человеческой греховности, усиливается и желание спасения от нее. И Он, Верный и Праведный, приходит и очищает нас от всякого греха и дает нам Божественные силы, чтобы жизнь наша стала святой и праведной.

Человек Божий боится греха, как живого огня. Действительно, грех – это огонь, который сжигает в человеке все благое и боговожделенное. Одно является главным: не приклоняйся своей мыслью к совершению грехов всякий раз, когда можешь, и ты будешь силен избежать и самих грехов.

Часто, однако, случается человеку падать в грехи, которые возбуждаются «непроизвольно» (в том, кто желает и вожделевает спасения). Но упавший боголюбящий человек прибегает с покаянием к Человеколюбцу Спасителю, Который всегда готов простить нам грех, очистить нас от грязи греха и быть Посредником за нас перед Богом Отцом. Одно является главным: носить и взращивать в душе любовь ко Христу.

Человеколюбец Господь знает все несовершенства и слабости человеческой природы, потому и прощает грехи тем, кто их сделал, когда человек по-настоящему познает грехи свои, их исповедует и от них совершенно отвернется (греч. слово «meta-noia» – покаяние, дословно означает перемену мыслей). Наше спасение – в покаянии и, конечно, в ненависти ко греху, в борьбе с греховными поступками до полного к ним презрения с благодатной помощью Человеколюбца Спасителя.

Святой Иоанн Богослов пишет: Чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете; и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию (т.е. только), но и о всего мiра. Господь наш Иисус Христос есть очищение, умилостивление Бога за наши грехи, потому что, молясь Отцу о нашей телесной греховности, Он показывает язвы, ради нас подъятые на Своем Теле, которое было на земле безгрешно и будет таким во веки.

Он является умилостивлением Бога и за грехи всего мiра. Ибо ради нас, ради нашего положения, ради нашего имени Он перенес невыразимые и неизмеримые мучения и уничижения – от яслей до крестной смерти, которая была «всежертвой» Его неизреченного человеколюбия. Не будь этого спасительного умилостивления о грехах мiра, мiр остался бы неизлечимым и по правосудию Божию открылись бы многие пути его разрушения и гибели – по причине его грехов.

И о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. [А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди](2:3). Мерило нашего познания Христа просто и ясно, меркой и проверкой является соблюдение заповедей Христа. Если человек исполняет заповеди Христовы, значит он признает Христа Богом и Спасителем. Человеческое знание о Христе растет с творческой благодатью исполнения заповедей Христа. Каждое исполнение заповеди увеличивает знание человека о Христе. Христос лучше знает того, кто достойнее исполняет Его заповеди. И тот совершеннее знает Христа, кто совершеннее исполняет Его заповеди. Таковыми являются святые. Христос «не знает» того, кто не исполняет Его заповедей (ср. Аминь глаголю вам, не вем вас (Мф.25:12)).

«Русь-Фронт» - информационный православный вестник.Дорога к истине для всех опытна. И вера может быть получена только личным опытом. Без исполнения заповедей Христа Христос не может быть познан.

Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть... [Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины...] (2:4). И кто утверждает, что познал Христа, но не соблюдает заповедей Его, ложно это утверждает и лжец есть. Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко, и одинаково – как образованный, так и неграмотный, мудрый и неуч, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Святой Иоанн Богослов благовествует: Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех (Иак.1:22).

...А иже аще соблюдает слово Его поистинне, в сем любы Божия совершенна есть. О сем разумеем, яко в Нем есмы. [...А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем](2:5). Любовь ко Христу – это сила, которая укрепляет, воодушевляет и дает силу человеку к исполнению Его заповедей (Ин.14:21). Познание Христа является плодом любви ко Христу. И любовь ко Христу выражается в исполнении заповедей Христовых и Его Евангелия. Поэтому Евангелие от начала до конца является собранием заповедей Господних. Тот, кто живет и действует по-евангельски, знает Христа и истину о Нем, потому что любит Его. Кто хочет оценить и уяснить свое познание о Христе, тот пусть примет во внимание свои евангельские дела, и кто хочет уяснить, насколько любит Иисуса, пусть откроет это своими поступками по Евангелию. Все евангельские дела происходят от любви и вооружают всякого, и руководят его к совершенству. Когда же любовь является совершенной? Она совершенна, когда всю душу человека посредством евангельской жизни ведет ко Христу, и она заставляет все создание жить во Христе и ради Христа. Совершенная любовь исполняет все заповеди Христа, о сем разумеем, яко в Нем есмы.

Глаголяй в Нем пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит. – Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (2:6). Этот стих Божественно четко сформулирован. Действительно, каждое слово исполнено величественной и Божественной истины. Теперь мы знаем точно, кто есть христианин. Христианин – это тот, кто силен ходить, якоже Он ходил есть. Иначе он не может ни быть, ни называться христианином.

Написать комментарий