Против лжи и злословия

Против лжи и злословия

Слово о злоязычнем человеце

Бог дал нам язык для того, чтобы мы говорили истину, а не ложь; чтоб друг друга назидали, поддерживали на пути ко спасению, а не для того, чтобы друг друга обманывали. А между тем, особенно за последнее время, видим, что ложь вместе со злословием и наушничеством положительно господствуют между нами. Лжем мы просто так по привычке: лжем для шутки; лжем иногда для того, чтобы сделать ближнему зло; лжем из-за корысти; лжем из-за лести. Грешим злословием и насмешками; грешим наушничеством. Хорошо ли это? Нет, весьма худо; ибо и простая ложь есть мерзость пред Господом, как и говорит Соломон: мерзость Господеви устне лживы (Притч. 12, 22). А ложь вредная, ложь, с коварством и наушничеством соединенная, есть двойная мерзость; ибо последствия ее для ближних часто бывают ужасны.

«Муж двуязычный, – говорит о сем в Прологе слово церковное, – разделит друзей, между мирно живущими поселит клевету и ссоры... Наушник и двуязычник заслуживают проклятия, ибо многих миролюбивых сгубили. Язык лживый многих возмутил и погубил, так что от языка и города твердые разрушились, и дома богатых развратились. Язык лживый добрых жен изгнал из домов и лишил их плодов от трудов своих. Кто слушает его, не найдет покоя и не проживет мирно. Многие пали от острия меча, но не столько, сколько пали от языка. Блажен, кто укроется от него и кто избежит ярости его».

Не ясно ли отсюда, братие, что и всякая, а в особенности ложь, с наушничеством соединенная, может вести за собою самые гибельные последствия и, следовательно, подлинно есть мерзость пред Господом? Конечно, так, ибо это мы можем подтвердить, кроме Соломона, и другими местами из слова Божия: язык – небольшой член, говорит Апостол, но много действует. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И языка огонь, скопище неправды: он заражает все тело, и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны... Это неукротимое зло! Он исполнен смертного яда (Иак. 3:5–6, 8). Так же учит и Сирах: язык трегубый многи потрясе, и разлучи я от языка в язык, и грады тверды разори, и домы вельможей преврати. Внемляй ему не имать обрести покоя, ниже вселится с безмолвием (Сир. 28. 16–19). И в самом деле: не язык ли чаще всего поселяет семя несогласий и раздоров между супругами, между домашними, между старшими и младшими, начальниками и подчиненными, между друзьями и соседями? Не язык ли многих лишил мест, а с ними и насущного хлеба? Не язык ли многих довел до отчаяния? Все это, братие, – горькая, но и непреложная истина.

Будем же бегать лжи, как смертоносного яда. Будем непрестанно помнить, что она гибель за собою другим несет, а потому за то и лжецу грозит гибелью, как и сказано: погубит (Господь) вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7). Будем помнить, что этот грех есть прямо грех дьявольский. Вы отца вашего дьявола есте, говорит Господь про лжецов-иудеев, и похоти отца вашего хощете творити. Он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит; егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи (Ин. 8, 44). А, помня это, поставим себе за всегдашнее и постоянное правило говорить одну правду, обращаться со всеми искренно, без лжи и обмана, без притворства и лести; будем остерегаться передавать речи одних другим без необходимости, не будем наушничать, оскорблять честь других, поносить, насмехаться над другими, не будем судить, наконец, и не осуждать никого. Аминь.

Пролог в поучениях на каждый день года.
Протоиерей Виктор Гурьев.

Написать комментарий