О тех, кто говорит: «В старости покаюсь»...

О тех, кто говорит: «В старости покаюсь»...

Покаяние есть дар, данный для самоосуждения. Покаяние есть твердое решение оставить прежнюю греховную жизнь. Но много препятствий бывает на пути спасения, когда грешники не обретают плодов покаяния, и причина этого кроется в самих грешниках. Одни откладывают покаяние на будущее: «Еще успеем покаяться!». Или даже так рассуждают: «В старости покаюсь». Но знайте: чем дальше мы откладываем наше покаяние, обращение к Богу, тем более грубеем душой. От повторения грех переходит в привычку, а затем в порок, от чего уже трудно бывает избавиться. Другие легкомысленно относятся к покаянию, только лишь перечисляя грехи на исповеди. А такое исповедание – без глубокого болезненного сокрушения, без сердечного плача и намерения больше не грешить, без последующего исправления – не есть покаяние, а есть лицемерие и кощунство. А некоторые, проводя сравнительно благочестивую жизнь, иной раз не знают, в чем каяться. Так вот, есть очень хорошее средство, ведущее нас к познанию наших грехов: вспоминать, в чем обвиняют нас другие, окружающие нас люди, которым со стороны виднее наши пороки. И у Господа надо просить: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!»

Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: «Спаси, Господи, раба Твоего (имя), и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое». Принудите себя оказать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди.

Молитесь за обижающих вас, за клеветников – они наши благодетели, они помогают нам спасаться. Господь Иисус Христос молился даже за распинателей Своих! И не отчаивайтесь, что грешные. Грешные, да Божии!

Не питайте ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, скажите про себя: «Господи, помилуй», а потом пять раз: вдохните – «Господи», выдохните – «помилуй». И гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг. Второй подвиг – неосуждение, особенно духовных лиц. Кайтесь, кто грешен в этом!

Самое главное при покаянии – искреннее сокрушение со слезами. Слезы размягчают нашу окаменелость, потрясают нашу душу, устраняют «самость». От нас в это время отходит наша гордость, самолюбие. Гордые и самолюбивые не плачут, а если заплакал, значит, смирился и смягчился, и не надо стыдиться слез на исповеди, нужно дать им свободно литься, омывать ими наши скверны. Этим подвигом (слезами покаяния) спасались святые. А если у кого нет слез покаяния, то нужно воздыхать из глубины сердца, и Господь примет такое сокрушение как плач покаянный. «Плачьте, – говорят святые отцы, – ибо это один из путей в Царство Небесное».

Сокрушаться о грехах надо не только во время исповеди, а каждый день: вечером на молитве надо вспоминать, какие грехи совершил за день и за всю прошедшую жизнь, сколько совершил преступлений против закона Божиего и гражданского, сколько причинил вреда и обид ближним, сколько раз шел на сделку со своей совестью… И если будем постоянно так мыслить и сокрушаться о грехах, каяться, то Господь пошлет обильные слезы и истинное раскаяние – душа заплачет вместе с телом, и эти слезы будут наилучшим даром Христу Спасителю. Господь придет в наше плачущее сердце и исполнит над нами Свое обещание: «Блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4). А делать это нужно как можно скорее, пока не поздно, ибо не знаем, как долго продлится наша жизнь. Там, за гробом, если и будем плакать, то слезы уже не смогут облегчить нас, а будут палить огнем.

Если не обличим себя здесь, то будем обличены на Страшном Суде. Самооправдание – великий грех. Никого не надо винить в своих падениях, в своих грехах. Виновниками греха признавайте только себя, свою злую волю. И не надо стыдиться открывать свои мерзости. Надо жертвовать всем для чистоты. И святости нашей, только бы не погибнуть! И блудницы бывают праведны, нужно только искренно каяться и не грешить больше.

Откровенная исповедь врачует душевные и даже телесные недуги, искореняет страсти, в душу возвращается прежний мир, спокойствие, а иначе душа черствеет и чернеет еще больше. Кто истинно кается и живет благочестиво, у того и лицо цветет, а сердце радуется и веселится. Так будем бояться грешить, чтобы снова не распинать нам Спасителя и чтобы душа наша не страдала, но жила и радовалась! Пусть лучше тело страдает, болеет, но душа пусть всегда радуется!

Если мы не примирились с кем-то (далеко человек этот живет, или не успели, или по другим причинам), то оставим все свои обиды и огорчения и, никому не желая зла, заочно попросим у всех прощения и сами простим всех. Надо всегда, и особенно на исповеди, иметь страх Божий, то есть страшиться чем-либо огорчить Господа. Надо забыть все земное, всю суету. Пришли в дом молитвы – и только молитва и плач о грехах должны занять наше сердце.

Старец Амвросий рассказывал о неизреченном милосердии Божием: «Один грешник всю жизнь грешил и каялся. Согрешит – и сразу кается, опять согрешит – и опять кается, и так всю жизнь. И перед смертью покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой: «Моя душа!» А Господь говорит: «Нет, он каялся». – «Каялся и опять грешил, – возразил диавол, – зачем Ты его принимаешь?» На это Господь сказал ему: «Если ты, несмотря на свою злобу, принимал его к себе после того, как он каялся Мне, то как же Я не приму его в покаянии? Ты забываешь, что ты зол, а Я Благ». Вот как радуется Господь нашему покаянию!

Таинство исповеди очищает сердце. Когда человек искренно покается, душа его очищается, становится светлой, прекрасной. Ведь она создана по образу и подобию Божию! Но как загрязненное белье вначале постирают, а потом разглаживают, так и сердечную нечистоту надо не только смыть слезами покаяния, но и «разгладить» сердце, то есть насадить в нем противоположные греху добродетели, украсить душу добрыми делами милосердия и любви.

Поучая о величайшем деле любви к Богу и ближним, отец Савва и сам весь светился любовью. Достаточно было просто подойти к нему, чтобы понять, как велика была сила его любви.

Верьте в Промысл Божий! Целуйте свой крестик утром и вечером, не носите его как на вешалке – Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Вдыхайте эти лучи, они невидимо проходят в душу, под действием этих благодатных лучей человек становится благочестивым. Целуя крест, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.

Целуя крестик, читайте молитву: «Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей, и грехов, и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня, и сродников, и знаемых моих ( имена)».

Если перенесем все напраслины и скорби благодушно, то этот день для нас спасительный, но если кого-то укорим и введем в соблазн, то такой день для нас погибельный, потерянный. Святые отцы говорят, что за перенесение обиды мы получим от Христа небесную славу, а за чужие укоризны – честь. Апостолов осмеивали, и били, и гнали, а они не обижаюсь и, жалея народ, шли и опять просвещали их. Так и мы будем делать добро, когда нам делают зло.

Душа – невеста Христова, и нужно заботиться о ее украшении, обогащать ее дарами Святого Духа и изгонять из нее злые страсти. А кто, по милости Божией, избавился от страстей, тот пусть не возмечтает о себе высоко, не тщеславится, а опять сознает себя грешником. По милости Божией, а не по своим заслугам спасаемся!

Кайтесь, кто не соблюдает среду и пятницу, не чтит воздержанием дней страданий Христовых. На мытарствах большая защита, если воздержанием почитаешь эти дни, враги убегают от такой души. Да и в этой жизни Господь хранит их от всяких бед.

Есть такой рассказ: одна благочестивая старушка продала свой дом и поехала к родственникам. По дороге ей пришлось попроситься переночевать к незнакомым людям. Ее приняли. По своей доверчивости и простоте она рассказала, что продала дом и вот едет… Ей предложили место для отдыха, но она не могла заснуть. Ее сердце предчувствовало большую беду… Была глубокая ночь. Хозяин безпокойно вел себя и часто выходил в сени. Она стала горячо молиться. Вдруг постучали в дверь, и женский голос назвал ее по имени:
– Мы тебя давно ждем! Скорее выходи!
Она быстро оделась и вышла. Две женщины ждали ее. Дорогой она спросила:
– Как же вас зовут?
Они ответили:
– Среда и Пятница. – И стали невидимы.
С радостью поблагодарила она Господа за избавление. Оказывается, эта старушка всю жизнь особо чтила среду и пятницу – дни страданий Христовых.

Так и мы должны иметь воздержание, особенно в эти дни: в словах, неблагочестивых делах, суетных помыслах, в пище, питии, брачном ложе – во всем!

Не стыдитесь признать себя верующим человеком, укрепляйтесь в религии, в этом благородном чувстве. Раньше в катакомбах молились христиане и не отрекались от Христа, а мы теперь открыто молимся… Бог не любит трусливых!

Нельзя в духовной жизни быть все время как натянутая тетива лука: молиться, трудиться, молиться. Надо давать себе и отдых. Ведь охотник не натягивает свой лук до предела, иначе он переломится. Так и в духовной жизни. Вот почему древние отцы-подвижники иногда весело играли между собой, как дети. Так и мне приходится иногда развлекаться с вами, как с детьми.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Написать комментарий