О стяжании незлобия

О стяжании незлобия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы уже с вами, возлюбленные братья и сестры, согласились с тем, что необходимо по мере сил и возможностей подражать подвигам угодивших Богу, подвигам тех, кто прошел крестный путь и оставил нам благочестивые примеры к спасению. И чем усерднее мы будем следовать в своей жизни спасительным примерам духоносных отцов, тем тверже будет наше упование на жизнь вечную.

В прошлый раз мы с вами уже вспоминали благочестивое житие преп. Исаака. Но сегодня мне вновь хотелось бы поведать вам об этом боголюбивом подвижнике, который с первых шагов своего иноческого пути взял себе в руководство такое правило: никогда не иметь в сердце обиды на ближних. И мало-помалу подвизаясь на этом поприще, преп. Исаак сумел достичь этой высочайшей добродетели. «Ибо,— говорил он,— я никогда не вносил в келью свою помысла против брата своего, который чем-либо обидел меня». Равным образом подвижник не допускал, чтобы и его ближний возымел бы помысел против самого Исаака.

Вот вам, возлюбленные братья и сестры, пример для подражания. Вы только вслушайтесь в то, о чем свидетельствует сей великий светильник Божий! Он никогда не вносил в келью свою помысла против брата, обидевшего его! Значит, прежде чем войти в келью, если случалось какое-либо огорчение, изнесенное из сердца ближнего, преп. Исаак сначала очищал сердце и ум от худых раздражительных помыслов и только затем открывал дверь. Проще сказать, он старался пойти и успокоить совесть брата, умиротворить и свою совесть, изгнать из сердца всякую возможную обиду на инока-подвижника. Так он совершал свой благочестивый подвиг. С другой стороны, если он слышал, что какой-либо брат неожиданно возымел в помыслах против него обиду, он опять же спешил к нему, чтобы примириться и с чистой совестью продолжать совершать спасительный путь.

Вот как боголюбивые люди подвизались в благочестии, как они старались воспитать в своем сердце незлобие, кротость, истинное нелицемерное смирение! О, если бы и мы, возлюбленные братья и сестры, возжелали бы всем сердцем осуществить в своей жизни пример такого незлобия, какое имел преп. Исаак, то, поверьте: какой благодатный мир воцарился бы в наших сердцах! Без всепрощения, без искоренения злопамятства невозможен душевный покой! Потому что злоба производит в уме бурю помыслов против ближнего — бурю страстей, которая переворачивает все внутри нас, вырывает с корнем все доброе, разрушает почти до основания все ростки добродетелей. Мы и сами бываем не рады этой злосчастной буре, происходящей от обиды на ближнего. А если возникает эта буря — можем ли мы тогда совершать какие-либо благочестивые подвиги? Хотя бы подвиг воздержания в пище, хотя бы молитвенный подвиг, хотя бы вспомоществование ближним своим, хотя бы великодушие и смирение? Нет. Невозможен тогда никакой подвиг, потому что буря злобы в нашем сердце будет отметать вон все наши благие намерения, и никакое добро не будет нам подвластно.

Таков, возлюбленные братья и сестры, закон греха, и особенно греха злопамятства, раздражения. Вот почему великие подвижники Христовой Церкви старались уничтожать даже малейшее проявление греха злобы. Потому что если дать простор его движению, то он, повторюсь, разрушит до основания все наше доброе устроение. Кроме того, преподобные отцы памятовали и заповеди Божий: «Блаженны миротворцы», «Блаженны чистые сердцем, ибо они сынами Божиими нарекутся и Бога узрят». Чтили они и заповедь апостольскую: «Да не зайдет солнце во гневе вашем». Вот почему они стремились искоренять грех злобы в самом его зародыше.

Мне хочется, чтобы эти благочестивые правила подвижников стали бы руководством и в нашей жизни. И если кто-либо из ближних причинит нам обиду — не допустим мы в своем сердце господствовать злобе! Не допустим, возлюбленные братья и сестры! Помните, что в ином случае нашими слабостями сразу же воспользуется враг человеческого рода. Он будет, несомненно, внушать нам, что обида слишком велика и непростительна; станет раздувать, как говорится, малое в большое, представлять из мухи слона. Он станет нашептывать: нельзя примиряться, не прощай, стой за правду! А как только мы согласимся с этим помыслом, от дьявола приходящим, так у нас малая обида вырастет в недоброжелательство, в злобу против ближнего. Злоба же, войдя в сердце, не даст нам покоя ни днем, ни ночью, ни на молитве, ни на работе. Она будет точить наше сердце, да так сильно, что мы, как говорится, выбьемся совершенно из колеи.

Смотрите же, возлюбленные братья и сестры, не давайте места дьяволу!

Но как поступал подвижник благочестия преп. Исаак, так и мы будем с вами поступать. Чтобы никогда, приходя под домашний кров, не иметь на кого-либо греховного помысла. И если заметим в своем сердце обиду на ближнего, то поспешим к примирению, если только это возможно. Бывает, правда, и так, что человек просит прощения, а обиженный не прощает. В таком случае, оставляя все на совести ближнего, станем очищать самих себя пред Богом и пред людьми. Так мы научимся добродетели незлобия, которую стяжал преп. Исаак. Так будем вместе с подвижниками продвигаться по пути спасения и достигнем вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Написать комментарий