Как нам идти за Иисусом Христом? В день памяти Александра Невского

Как нам идти за Иисусом Христом? В день памяти Александра Невского

I. В день памяти св. благовернаго князя Александра Невскаго, который, не смотря на все трудности княжескаго правления в тревожное и опасное время, когда ему приходилось бороться и со шведами, и сохранить целость России и св. веры от татар, завоевавших Россию и готовых истребить ее, как доблестный воин всю жизнь строго и неуклонно шел по пути, указанному Иисусом Христом и наследовал чрез то небесную славу в царствии Божием, уместно будет остановиться над вопросом: как и нам идти за Иисусом Христом?

II. Путь в царствие небесное есть Сам Иисусом Христос; только тот идет по сему пути, кто идет за Иисусом Христом:
Иисус Христос сказал: кто хочет идти за Мною. Слова сии значат, что И. Христос никого не приневоливает и не принуждает идти за Ним. Он не хочет иметь Своими учениками невольников, или не имеющих собственнаго желания, но хочет, чтобы человек сам, охотно и без всякаго принуждения, предал всего себя Ему; и следовательно в царствие небесное входят только те, которые сами желают войти. Христианин! спасение и погибель твоя зависят от собственной твоей воли. Господь, по Своей неизреченной премудрости и любви, даровал тебе свободу делать что хочешь, и не хочет отнять у тебя сего драгоцейнейшаго дара. И так, хочешь ты идти за И. Христом – и Он указует тебе путь в царствие небесное, и даже готов помогать тебе на сем пути; не хочешь идти — твоя воля: никто тебя не принуждает и не принудит. Но смотри: берегись пренебрегать призывание И. Христа и Его такую милость. И. Христос, по Своей великой благости, долго-долго толкает в двери сердца всякаго человека, чтобы пробудить его душу и возбудить в нем желание спасения; но горе тому, от кого Он наконец отступит и кого отринет, как сына погибели!
Что значит идти за Иисусом Христом? Идти за Иисусом Христом значит во всех делах и поступках своих подражать делам и поступкам И. Христа. Как жил и поступал И. Христос на земли, так точно должны и мы жить и поступать, как например:
Иисус Христос всегда воздавал благодарение и хвалу Богу Отцу Своему, и всегда молился ему; точно так и мы, во всяком состоянии и во всех обстоятельствах жизни нашей, должны благодарить Бога, любить Его, и явно и тайно воздавать хвалу Ему и молиться Ему, и всегда иметь Его в своем уме и сердце.
Иисус Христос пречистую Матерь Свою и мнимаго отца Своего и начальников почитал, и им повиновался. Точно так и мы должны слушать и почитать своих родителей и воспитателей, не раздражать и не оскорблять их своими поступками; и должны уважать своих начальников и всякую власть, и должны им повиноваться и безропотно исполнять их повеления.
Иисус Христос, Царь вселенныя, платил дань царю земному, и Судия живых и мертвых не хотел присвоять Себе гражданской власти судьи или делителя (Лук. 12, 14). Точно так и мы должны платить дани царю нашему без всякаго ропота, и не принимать на себя власти, не принадлежащей нам, например, власти судить и осуждать имеющих власть и проч.
Иисус Христос должность, принятую Им на Себя, и дело, на которое Он послан в мир, исполнял с охотою, ревностию и любовию. Точно так и мы должны с усердием, охотою и безропотно исполнять свои обязанности, какия налагает на нас Бог и Государь, несмотря на то, хотя бы должности наши были трудны или низки.
Иисус Христос всякаго человека любил и всем делал всякое добро. Точно так и мы должны любить своих собратий и, сколько возможно, делать им добро или делом, или словом, или мыслию.
Иисус Христос для спасения человека предал Самого Себя. Точно так и мы для доставления добра людям не должны жалеть ни трудов своих, ни здоровья; для спасения и защиты отечества и Государя, как отца отечества, не должны щадить даже самой жизни своей, а для Иисуса Христа, как Искупителя и Благодетеля нашего, не должны жалеть ни самых утешений души нашей, ни тела нашего, подобно святым мученикам, за Иисуса Христа претерпевшим различныя мучения и смерть.
Иисус Христос волею предал Себя на страдание и смерть. Точно так и мы не должны убегать от страданий и горестей, посылаемых нам от Бога, но должны также со смирением и преданностию к Богу принимать и переносить их.
Иисус Христос прощал врагам Своим все, что они делали Ему, и сверх того, делал им всякое добро и молился о спасении их: точно так и мы должны прощать врагам своим, добром платить за сделанное нам зло, благословлять ругающих нас, в полной вере и надежде на Бога, правосуднейшаго и всевидящаго Судию, без воли Коего и волос с головы нашей не погибнет. Перенеся обиду без жалобы, без мщения и с любовию, ты поступишь как истинный христианин.
Иисус Христос, Царь неба и земли, жил в бедности, и Своими трудами снискивал Себе необходимое для жизни: точно так и мы должны быть трудолюбивыми и безленостно искать необходимаго для жизни нашей, и быть довольными своим состоянием и не желать богатства; потому что, по слову Спасителя, удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в царствие небесное.
Иисус Христос, будучи кроток и смирен сердцем, никогда не искал и не желал похвалы от других. Точно так и мы не должны ничем хвалиться пред другими и искать похвалы от других. Например, делаешь ли ты добро другим, творишь ли ты милостыню, живешь ли благочестивее других, или ты разумнее многих, или вообще лучше и отличнее ты своих собратий, — не хвались этим ни пред людьми, ни пред собою: потому что все, что ты имеешь в себе и у себя добраго и похвальнаго, все это не твое, но дар Божий; твои одни только грехи и слабости, а все прочее — Божие.
Идти за Иисусом Христом значит еще то, чтобы повиноваться слову Иисуса Христа; и потому мы должны слушать, верить и исполнять все, что сказал Иисус Христос в евангелии и чрез апостолов Своих, и все это делать без мудрования и в простоте сердца. Кто слушает и внимает слову И. Христа, тот может называться учеником Его; а кто слушает и исполняет слова Его и притом в простоте сердца и с совершенною преданностию, тот есть истинный любимый ученик Его.

III. И так, вот что значит идти за Иисусом Христом; вот истинныя качества и свойства ученика Иисуса Христа, вот истинный и прямой путь в Царствие Небесное, и вот путь, которым прошел Сам Иисус Христос, живя на земле, и которым должны идти христиане! Не было, и нет, и не будет другого пути, кроме сего пути.
И конечно, путь этот негладок, узок и колюч, и особенно таким он покажется при начале своем: но за то он прямо ведет в рай, в царствие небесное, в вечное блаженство, к Богу, — Источнику всякаго блаженства. Скорбен путь этот; но можно сказать, что за каждый шаг по нему предстоят тысячи наград. Страдания на сем пути не вечны, и даже можно сказать минутны, а награда за них нескончаема и вечна, как Сам Бог. Страдания день от дня будут становиться меньше и легче, а награда час от часу будет увеличиваться более и более, во всю безконечную будущую жизнь.
И так, не страшитесь этого пути; ибо гладкий и ровный путь ведет в ад, а колючий и неровный — на небо. Сам Христос — Помощник на этом пути, а Он сильный Помощник, идите за Ним, поспешайте и не медлите; идите, пока еще не затворены для вас двери Царствия Небеснаго, — и Отец ваш небесный еще далеко встретит вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первою одеждою, украсит вас перстнем и введет вас в чертог Свой, где пребывает Он Сам и все святые пророки, апостолы, святители и мученики и все праведные, и где вы будете веселиться веселием вечным и истинным. — Но когда будут затворены для вас двери Царствия Небеснаго, т. е. если вы умрете без покаяния и добрых дел, то как бы ни старались идти туда, но вас не пустят. Вы станете толкать в двери и говорить: Господи, отверзи нам! мы Тебя знаем, мы крещены в Твое имя, мы назывались Твоим именем и даже делали им чудеса. Но Иисус Христос скажет вам: Я не знаю вас, вы не Мои, идите от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его; там будет плач и скрежет зубов... (Сост. По «Указанию пути в царствие небесное», Иннокентия, митр. московск.).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 219-221.

Написать комментарий