Преклони колени

Преклони колени

Вместе с произношением Иисусовой молитвы и воспроизведением мысленного креста необходимо пользоваться как можно чаще и коленопреклонением. Епископ Феофан наставляет: «Как хорошо творить поклоны, как хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и безпечно членов, держа их в некоем напряжении… Обычно нам кажется, что может быть особенного в коленопреклонениях, нужны ли они? Может быть, и без них можно молиться и пребывать в добродетелях? Но как враг спасения боится коленопреклонения! Какую только хулу и сомнения к ним не наводит! Чтобы только человек не пользовался ими. Ибо, как ни странно, коленопреклонениями враг спасения – диавол – совершенно бывает обезоружен».

Самый надежный путь – смирение и нищета духовная с непрестанным произношением Иисусовой молитвы, с воспроизведением мысленного креста и с коленопреклонениями. Преклони колени, как внешне, так особенно и внутренне, со смирением и нищетой духовной, как мытарь, – все это есть пример наивысшего смирения. Потому говорит Господь: «Молитесь, да не внидете в напасть» (Лк. 22:40).

И апостол Петр говорит: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Петр. 5, 8).
Враг нашего спасения, находясь в сердце человека, своей злой, коварной энергией прельщает, угнетает нас, готовя нам погибель, он старается напоить нас тем смертельным ядом, которым сам в избытке упился – именно: жить самостоятельно, без Бога; в гордости и тщеславии ставить себя выше Бога Небеснаго, хотя, по слову апостола, сам верит и трепещет, ожидая как себе, так и всем прельщенным от него людям наказания во второе славное пришествие Господа Иисуса Христа – Сына Божия.

Надо особенно не забывать, как Сам Господь наш Иисус Христос научает нас побеждать врага спасения. Он говорит: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Поэтому обратим особое внимание и на пост, как телесный, так и духовный. Пост противоположен сласти греховной, поэтому он и называется еще – воздержанием.

Воздержание от объедения пищей, от сладострастных мыслей, желаний, вожделений, от блуда, гнева, раздражительности, злорадства, осуждения и т. п. – будет приятнейшей пищей для Бога, лучше других жертв.

Надо научиться производить в сердце такую молитвенную скорбь, такую тревогу: как бы не потерять бодрствование, молитву, чистоту, свое спасение.

Надо научиться чаще производить в сердце сокрушенное покаяние о грехах, как апостол Петр заливался слезами при каждом пении петуха, напоминающем ему о троекратной измене Учителю своему и Богу Иисусу Христу, Сыну Божию.

Надо научиться производить сердечную любовь к Богу, людям и всякой твари Божией и благодарить за все молитвой Святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!»

Надо научиться предавать самих себя в волю Божию и молиться за других.

Да поможет нам Господь Иисус Христос получить дар духовной молитвы и дерзновение к Богу, чтоб соединиться с Богом, как поучает апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Схииугмен Савва (Остапенко)

Написать комментарий