Кто прибегал к Ней, и не был услышан?! Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы

Кто прибегал к Ней, и не был услышан?! Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы

Сколько похвал, сколько дней празденственных посвящает Православная Церковь рождшейся ныне Деве Марии! Ныне духовно торжествуем мы рождение Ея. Потом прославляется день введения Ея во храм, день Благовещения, день Успения. Каждый день Церковь величает Ее, как честнейшую Херувим и славнейшую Серафим.

Если пример некоторых, называющих себя христианами, но не следующих Православной Церкви в прославлении Матери Божией, возбуждает в иных по временам недоумение о святости правила Православной Церкви: это не дивно. К чему не располагает пример других? Но надобно же узнать правду, чтобы не колебаться в любви к правде. Пусть будут светильником нашим слова Самой Пресвятой Девы: отныне ублажат Мя вси роди.

Праведная Елисавета, при встрече с Мариею, исполнившись Духа Святаго, называет Марию Матерью Господа. И Мария, прославляя Господа, прославляющаго Ее, говорит: отныне ублажат Мя вси роди.
Чтó значат сии слова Марии? Простой ли это восторг души? Догадка ли это разума? Или же, истинное пророчество? После того, как евангелист о состоянии праведной Елисаветы прямо сказал: исполнися Духа Свята Елисавет, — не естественно предполагать, что последующая песнь Девы Марии, если бы она и не была особенною по содержанию своему, была только плодом естественнаго чувства радости. Евангелист не сказал: исполнися Духа Свята Мария, только потому что Мария еще прежде названа благодатною, уже прежде приосенена была Духом Святым, тогда как Елисавета только при встрече с Материю Сына Божия исполнилась Духа Святаго. И без слов евангелиста легко видеть, что слова Св. Марии: отныне ублажат Мя вси роди, были не догадка разума. Чтó сказала пред тем Мария? Призре на смирение рабы Своея. Итак, Мария видит Себя только рабою, говорит только о смирении своем пред Господом. Как же при таком глубоком чувстве смирения могло быть в той же Марии гадание разума о славе своей. Это значило бы, что в одно и то же время, в одной и той же душе, говорят смирение и гордость, самоуничижение глубокое и самое мечтательное тщеславие. Согласитесь, что это совсем несовместимо в душе, сколько-нибудь внимательной к себе, тем более в благодатной Деве Марии. И на чем было основывать Марии догадку о будущей всемирной славе Своей? На том ли, что Она была от роду царей? Но слава рода Давидова давно кончилась, Мария была уже в числе самых незнаемых дщерей Израиля. Гадать такой Деве о всемирной славе своей слишком не естественно. Не основалась ли догадка о будущей славе на том, что Деве Марии предсказано о Ея назначении быть Материю Мессии? Но, если Мария помышляла о сем не под влиянием Духа Божия, а только по духу своего времени, и только гадала об устроении царствия Израилева (Деян. 1, 6): то, в сем духе, с чего могла Она ожидать Себе всемирной славы? Благословенна память Авраама, отца верующих; славно имя Давида, царя Израилева; а имена матерей их известны ли кому-нибудь? Нет. Итак, несомненно, что не от собственнаго разума и сердца возникла в смиренной Марии мысль о будущей славе Ея. Дух Святый открыл Ей будущее и, по Его движению, Она изрекла о жребии, ожидавшем Ее во вселенской Церкви Христовой. Если же так, если по вдохновению Духа Божия изречены слова о будущей славе Девы Марии: то чью волю исполняют ублажающие Пресвятую Деву Марию? — Волю Духа Божия. Кому не повинуются те, которые отрекаются чтить Св. Деву Марию? Не повинуются Духу Божию.

Да, если иудей не ублажает Матери Господа моего: это понятно, — он не верует в Евангелие, он не знает Духа, глаголавшаго в Евангелии. Но, если христианин не чтит благословенной: не знаю, как назвать его? Грустно, больно, тяжело видеть такого христианина!

Отныне ублажат Мя вси роди. Кого? — Ту, от Нея же родися Иисус глаголемый Христос (Матф. 1, 16). Иисус не простой человек, но Богочеловек. По учению евангельскому, в вочеловечении Сына Божия, человечество соединилось с личностию Сына Божия, соединилось подобно тому, как в нас душа и тело соединены в одну личность. Человечество чистое, безгрешное, соединилось в утробе Девы Марии с Божеством истинным. Господь с Тобою, сказал ангел Марии, Господь с Тобою — не только благодатным присутствием, но и существенным в Тебе вочеловечением. Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Нет чести, и нельзя представить себе чести вышей той, какой удостоилась Она — Матерь Богочеловека. Тот, Кого Отец родил прежде век, Единосущный Сын вечнаго Отца, Творца видимаго и невидимаго, — Он приял во чреве Марии человеческое естество. Изумительно снисхождение Сына Божия! Чудно, несравненно величие Девы Марии! Истинно, Она честнейшая Херувим и без сравнения славнейшая Серафим!

Отныне ублажат Мя вси роди. И как не ублажать Ее всем родам, когда вси роди спасены Сыном Ея? Для чего Сын Отца вечнаго стал Сыном Ея? Для того чтобы обновить силою Божества растленное грехом естество человеческое; — для того, чтобы спасти человека от грознаго проклятия правды, тяготевшаго над человечеством; — для того, чтобы принесть Отцу вечности вольную смерть Богочеловека в жертву за неповиновение человеков. Мария — Богоизбранное орудие спасения людей, — орудие, вечным советом Божиим назначенное для дела Божия.

Если Дева Мария удостоена высочайшаго избрания Божия быть Материею Сына Божия и Спасителя мира: почему это сделано? По особенной благодати Божией? Не спорю: это точно особенная благодать. Но благодать Божия может ли быть в противоречии с правдою Божиею? Так, если Дева Мария, по благодати Божией, удостоенна высочайшаго избрания: то, без сомнения, и без противоречия правде Божией. Превыше всех вознесена Она избранием, но потому, что выше всех была достойною избрания. Не пристанет корабль с сокровищами к берегу, если берег не имеет пристани. И тайна небесная возвратилась бы на небо, если бы Дева Мария не была достойною принятия сей тайны. Спаситель явился не прежде, как явилась Богоизбранная Мария. Думаете ли, что одно с другим не имело никакой связи и соотношения? В делах человеческих обыкновенное дело — безсвязность дел; но не в путях Божиих. Не требовалось ли слишком многаго, чтобы из среды людей грешных явилось достойное вместилище Бога-Слова? Не надлежало ли быть тому, чтобы человечество прошло долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых мужей Ветхаго Завета, пока могло явиться наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей могло сделаться вместилищем Божества? Так, рождением Марии разрешилось неплодство не только Иоакима и Анны, но всего рода человеческаго. Мария — чистейшаго Агница среди чистых агнцев Божиих, — мужей и жен святых.

Како будет сие, идеже мужа не знаю? — говорила Мария возвещавшему Ей о рождении от Нея Сына. Если не знает она мужа, хотя и была уже обручена с мужем; если не знает мужа до того, что не считает возможным рождение сына: то ясно, что это — Дева, обрекшая Себя в невесту Единому Господу. Мария, по Ея собственному сознанию, чистая Дева, — Дева, посвятившая девство Свое Господу. Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя, говорил небесный вестник Марии. И так, и по свидетельству ангела, Мария — чистая Дева. По откровению вестника Божия, рождение Мариино — рождение безпримерное, единственное, рождение женою без мужа, рождение по действию Духа Божия. Возблагоговеем пред Девою безпримерною, возблагоговеем пред тайною Духа Божия.

Указывают на то, что евангелисты мало говорят нам о Марии. Можно ли сказать что-нибудь выше того, чтó говорит о Деве Марии благовествующий ангел? Он указывает в Ней ангельскую чистоту и непорочность; он говорит о Ней, как о сосуде Духа Божия, как о Деве — Матери Сына Божия. Если евангелисты говорят о Св. Деве, как о исполненной самаго глубокаго смирения: то не говорят ли они тем самым, что вся слава дщери Царевой внутрь, что величие Ея духа тем особенно велико, что оно скрывалось в глубине духа? Яко призре на смирение рабы Своея свидетельствует Мария пред лицем Божиим, в состоянии вдохновения Божия. И с этим согласна вся евангельская жизнь Ея. Она не искала делить славу Сына Своего, когда народ славил Его за чудеса, когда встречал Его с восклицаниями восторга: Осанна Сыну Давидову! Когда же ослепленные безславят Сына Марии, кричат: неистов есть; тогда видим с Иисусом и Матерь Его (Марк. 3, 21. 31). Она же стоит при кресте Его пред лицем ожесточенных врагов Его, стоит тогда, как самые близкие ученики Его оставили Его. Не путь ли это к славе небесной? Не более ли говорят молчанием своим евангелисты о высоких качествах Девы-Матери, чем могли сказать словами? В молчании соблюдала Она вся глаголы Сына Своего, Сына Божия (Лук. 2, 19). Прежде нежели чудесами явил Он славу Свою и вероваша в Него ученицы Его (Иоан. 2, 11), Она уже столько веровала в чудодейственную силу Его, что убедила Его совершить первое чудо в Кане Галилейской. Так, ранее других и совершеннее других веровала в Него Матерь Божия и знала Его, — и однако оставалась с своим глубоким смирением мало заметною. Какое необыкновенное величие смирения!

Блаженно чрево, носившее Тя и сосца, яже если ссал (Лук. 11, 27), воскликнула в восторге духа жена, усладившаяся беседою Христовою. Чтó это значит? Ясная хвала Матери Иисуса Христа, и хвала, замеченная евангелистами! Конечно, никто не скажет, что слова жены, слушавшей Спасителя, не плод благочестиваго сердца; никто не скажет и того, что эти слова не имеют значения назидательнаго в повествовании евангелиста. Напротив, соображая слова жены благоговейной с пророческим изречением Девы Марии о будущей славе Ея, видим в этих словах начало исполнения слов пророчественных о всемирной славе Марии.

Итак, евангелисты не скрыли ни высоких свойств, ни славы Святой Марии. Они по отношению к Матери Сына Божия, в точности исполнили волю Божию о Ней. Если Сын Божий считал нужным, чтобы до прославления в Нем человечества небесною славою не говорили о славе Его на земле: тем более тому надлежало быть и по отношению к Матери Сына Божия.

По преселении с земли на небо, естественно исполниться во всей полноте пророческому слову Марии: отныне ублажат Мя вси роди. Теперь, как не ублажать Ея, когда, пребывая в славе Сына Своего, Она ходатайствует за нас, как Матерь всех верующих в Сына Ея? Она любит нас, как братий во Адаме, как детей в Сыне Ея — Иисусе Христе. Она ходатайствует о нас пред Сыном по праву Матери, молит Отца небеснаго по праву любви Своей и Его к бедным странникам земли. Сын любит Ее, как Мать. Он показал Ей любовь Свою и на земле, когда в самых болезнях крестной смерти заботился о Ней и сказал возлюбленному ученику: Се Мати твоя (Иоан. 19, 27); Он исполняет прошения Ея — как Матери, Коей повиновался и во днях плоти (Лук. 2, 51). Как же не быть Ей сильной ходатайницею за грешных на небе? Если ангелы молятся за нас, и молитвою преклоняют Господа ко услышанию наших молитв: то как ходатайству Матери Сына Божия не быть услышану пред престолом Божиим? О, как несомненно ходатайство Ея за нас! Кто прибегал к Ней, и не был услышан? Кто не испытал на себе милостей Ея? Сколько знамений Ея помощи небесной! Сколько икон, — орудий чудес Ея! Нет града, нет веси в Православном Отечестве нашем, где бы не славились благодеяния Ея, где бы в честь Ея не были воздвигнуты храмы. В глубине севера, среди льдов, согревает Она веру благодеяниями Своими; каждый день вера испытывает на себе помощь Ея, там или здесь, явно или тайно, в кругу семейном и в глубине уединенной души.

Обратимся убо к Матери нашей с верою теплою, с надеждою детскою. Матерь Божия — Матерь всех уповающих на Тя! На Тебя уповаем мы, немощныя чада Православия, — не остави нас во днях скорбей наших, спаси сильным предстательством Твоим. Аминь.

1846 г.

Источник: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевскаго), архиепископа Черниговскаго и Нежинскаго. В 4-х частях. — Издание третье. — СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 223-228.

Написать комментарий