Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Греческий император Константин, когда был еще язычником, раз пошел войною против царя Максентия. На пути к Риму Константин поражен был необыкновенным явлением. Среди дня он и бывшие с ним увидали на небе крест, составленный из звезд , вверху коего были слова: «СИМ ПОБЕЖДАЙ.» Константин и воины его испугались, потому что для язычников в то время видеть крест считалось несчастьем. Но в ту же ночь явился Константину Господь Иисус Христос, повелел сделать кресты на всех оружиях и сказал, что он победит Максентия. Константин кресты сделал и Максентия победил. Мать Константина, царица Елена, бывшая в то время уже христианкой, приписывая победу сына единственно помощи Господа, пожелала в благодарность за оную посетить Иерусалим и, если представится возможность, отыскать там крест, на котором был распят Спаситель. И она пришла в Иерусалим, спрашивала, наведывалась о Кресте Господнем, но о нем никто ничего не знал.

Наконец, только от одного престарелого еврея, по имени Иуда, она узнала, что Крест Господень зарыт в земле под языческим храмом, или капищем. Капище сломали, и под ним в земле нашли три креста. Как узнать, который крест Христов? Мимо того места, где рассматривали найденные кресты, несли умершую девицу. И вот полагаемы были кресты на ней. Положили один крест – ничего; положили другой – тоже ничего; а как только положили третий, умершая сейчас же воскресла. Тогда все узнали, который Крест – Господень, и стали покланяться ему и лобызать его. Народу было много: всем хотелось видеть Крест Господень, но не все могли. Тогда патриарх Макарий взял его, взошел с ним на возвышенное место и стал поднимать или воздвигать Крест над своею головою. Народ падал на землю, молился и плакал. Оттого то, что патриарх Макарий поднимал или воздвигал Крест над своею головою, и называется праздником Воздвижения. Теперь мы спросим вас, братие: сколько имел концов Крест, обретенный в Иерусалиме царицею Еленою? Если предположить, что Крест был найден восьмиконечный, то каким образом могло возникнуть сомнение в том, какой из трех найденных крестов был Крест Господень? Крест восьмиконечный имел бы дщицу и подножие; а дщица ни на минуту не заставила бы задуматься в подлинности Креста Христова. Должно, значит, согласиться, что Крест Господень был вынут из земли или четвероконечный, или шестиконечный. Но видим, однако, что этот Крест воскрешает умершую девицу; христиане молятся пред ним, лобызают, с благоговением поклоняются ему, и Патриарх показывает его народу как истинный Крест Господень. Что же скажут вам теперь на это раскольники, не только отвергающие четвероконечный крест, но часто и не ужасающиеся в своем безумии называть его крыжем римским или печатью Антихристовою? Грешат они, братие, в этом случае и заблуждаются жестоко. Вникните в последующие слова наши, и вы убедитесь в неправде раскольнической.

1. Известно, что четыре конца восьмиконечного креста состоят из дщицы, на которой сделана была надпись И.Н.Ц.И., и подножия. Когда Господь шел на страдания, с дшицею ли и подножием нес Он крест Свой? Очевидно, без оных; ибо дщица и подножие были прибиты уже тогда, когда Он был распят. Так относительно дщицы Евангелисты говорят: и возложиша, уже по распятии, повествует Евангелист Матфей, верху главы Его вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Матф. 27, 37). Был же час третий, говорит Марк, и распяли Его. И было написание вины Его написано: царь Иудейский (Марк. 15, 26). То же самое подтверждают и Евангелисты Лука (Лк. 23, 38) и Иоанн (Ин. 19, 19 и дал.). Итак, несомненно, что, идя на страдание, нес Господь крест четвероконечный. Но этот же самый крест теми же четырьмя Евангелистами и до распятия называется не крыжем римским, и не печатью Антихристовою, а прямо крестом и, мало того, даже Крестом Христовым. Исходяще же обретоша человека Киринейска именем Симона: и сему задеша понести крест Его (Мф. 27, 32), говорит Евангелист Матфей и то же самое – и Евангелисты Марк с Лукою (Марк. 15, 21) (Лук. 23, 26).

2. Многие из ветхозаветных событий были прообразом Креста Христова, и в некоторых из них можно видеть ясно подобие креста четвероконечного. Например, в том, что перед переходом Израильтян через Чермное море Моисей крестообразно поразил и разделил море, св. отцы видят подобие креста и, конечно, четвероконечного. Когда, во время странствования по пустыне, Евреи в наказание за ропот на Бога были умерщвляемы смертоносными змиями, тогда, по молитве Моисея, Господь повелевал воздвигнуть ему на полковое знамя медного змея. Уязвленные естественными змеями, с верою взирая на сего змея, получали исцеление. Этот змей был прообразом Креста Христова и образовал крест четвероконечный. Когда на Евреев напали Амаликитяне, тогда Моисей взошел на близлежащую гору вместе с Аароном и Ором, молился с воздеянием рук. В положении Моисея, крестовидно распростершего руки, виден крест. Какой? Конечно, четвероконечный.

3. Святые отцы указывают, наконец, образ креста в человеке, распростершем руки, в летящей птице, в четырех концах мира, и ясно, что образ креста четвероконечного. И мы сами, полагая на себе крестное знамение, изображаем также крест. Какой? Опять, очевидно, тоже четвероконечный.

Итак, несомненная истина та, что жестоко заблуждаются и грешат раскольники, хуля и отвергая четвероконечный крест. Грешат: ибо, полагая надежду на один восьмиконечный крест, мнят поставить свое спасение как бы в веществе Креста, а не в том, Кто был распят на нем. Грешат: ибо забывают, что не самый крест спас людей от вечной погибели, а пострадавший на Кресте Христос Бог наш. Грешат, наконец, и потому, что, не зная истинной истории Креста Христова и учения о нем отцов Церкви, полагают напрасные нарекания и хулу за учение о Кресте на Церковь Божию.

Бегайте же, братие, как от огня, от волков в одежде овчей и хулителей Церкви святой, которые, погибая сами, и вас влекут в вечную муку. Не бывайте, по слову Апостола, к тому младенцы, влающеся скитающеся всяким ветром учения, во лжи человеческой и в коварстве козней льщения (Еф. 4, 14). И скверных и бабьих басней отрицайтесь. Аминь.




Протоиерей Виктор Гурьев
Пролог в поучениях на каждый день года

Написать комментарий