«Не укради»: Восьмая заповедь Божия

«Не укради»: Восьмая заповедь Божия

   Если бы царь дал своему подданному какой-нибудь подарок в руки его, а какой-либо негодяй тотчас из рук его, пред глазами царскими, похитил тот подарок: что бы тогда от царя последовало похитившему? Несомненно возгорелся бы сильный гнев на хищника. И праведно: ибо и царю было бы великое оскорбление, и рабу его обида великая. Человече! Бог, Царь Небесный, ближнему твоему дает добро свое во владение его, а ты добро то из рук его похищаешь; и Бог видит твое беззаконное дело, видит и в книге Своей записывает. Рассуди же, человече, какое оскорбление ты делаешь Богу, и какую обиду людям, а потому — сколь сильный гнев Божий возгорится на тебя — и сказать невозможно! Тех, которые братии своей — нищим и убогим людям — не помогали, Бог отсылает в огонь вечный; что же будет тем, которые не только не помогают, но и их добро похищают и отнимают? Рассуждай сие, лакомый похититель и чужим добром насыщающийся! (Том IV, 69). Когда ты каким-либо образом похищаешь у ближнего твоего добро: помысли, кого ты обижаешь тогда? Обижаешь ты того, которого Бог повелел тебе любить как самого себя; обижаешь ты того, который создан по образу и по подобию Божию, обижаешь ты того, которого Сам Бог возлюбил, омыл, очистил, освятил, искупил честною и дражайшею Кровью «яко Агнца непорочна и пречиста Христа». И сие дело, чтоб обижать брата своего, за которого Сын Божий Кровь Свою пролил, за малый грех почитаешь! Судите сами: не вступится ли царь, когда кто любезного слугу его обижает? Не будет ли мстить сердобольный отец, когда кто сына его обижает и грабит? Но всякий ближний твой, о христианин! имеет образ в душе своего Бога невидимого, он есть слуга и раб Царя превечного, он любезный сын Отца Небесного: так избежишь ли ты гнева Божия, когда образ Его, слугу и раба Его, и Его сына обижать будешь? (Том 1,80). Похититель царского подарка более обижает себя, нежели того человека, у которого похищает подарок тот: так и всякий хищник, вор и тать более вредит себе, нежели тому, у кого похищает; он лишается милости Божией и подпадает наказанию временному и вечному. Мы видим, что имение, собранное неправдою, рассыпается и погибает, и сам хищник терпит бесчестие и мучение совести и всякое зло; и часто бывает, что таковые на несколько времени обогащаются и, как цвет на поле, несколько блистают, но вдруг, как цвет, увядают и ниспадают и делаются, как един от нищих и убогих. Похищенное чужое добро, как огонь, в дом вшедшее, все прочее их имение поядает. Ибо где неправда, там клятва Божия, где клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему решетом воду: так и из их рук вытекает все, что ни похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече, как хочешь и что хочешь: однако все из рук твоих вытечет, и твое собственное все неправда, как огонь, потребит! А что вечному наказанию подпадаешь, то Апостол написал: «ни лихоимцы, ни хищницы, ни татие Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6; 10). (Т. IV, 70). Страждет неутешно Евангельский богач в пламени геенском, и вечно страдать будет за то, что нищего Лазаря, который лежал у ворот его голодный, и желал насытиться от крупиц, падающих от трапезы его, он не кормил, не помилосердовал, не сжалился над ним. Каков же плач и вопль в будущем веке ожидает тех, которые сами граблением, хищениями, ябедами, обманом, коварствами и неправдами своими ближних своих доводят до такого жалостного состояния, в каком представляет нам Евангелие святое Лазаря нищего!.. (Т. 1,81). О человече! Временно пользуешься ты чужим, но вечным страданием за то платить будеши... Страшно и слышать о вечном страдании, а не токмо страдать, но не избежишь того, воистину не избежишь, если не покаешься и не примиришься с братом твоим. Буди убо, глаголет тебе Господь, увещаваясь с соперником твоим скоро, «дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант» (Мф. 5; 25, 26). Примиряйся, человече, примиряйся скоро со всеми, кого ты ни обидел: примиряйся, пока находишься на пути жития твоего, пока праведный Судия не зовет тебя к Себе на суд. Зовет же всякого чрез смерть. А каков позван будешь, таков и суду Его предстанешь: тогда увидишь, как ты худо делал! Но покайся и возврати похищенное, и рассыпли добре собранное зле, да не явится с тобою на суде оном, и скажется о тебе: се человек, и дела его! (Т. IV, 70). А в пример возьми Закхея, мытаря Евангельского: он зле собранное добре расточил, четверцею, кого ним обидел, возвратил; потому и услышал от Христа: днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19; 9). Вот тебе средство и способ, хищниче, которым можешь быть избавлен от грозящего вечного несчастия! Лучше убогу и нищему в Царствие Небесное внити, нежели богату страдати в пламени геенском; да и богатым никто от мира сего не исходит, но все равно, как наги входим в мир сей, так наги и отходим; тогда надобно будет и нехотя попрощаться всякому с имением, которое каким-нибудь неправедным способом себе присвоил; надобно оставить те отягощенные сундуки, которые от слез братии своей наполнил; надобно вынесену быть из тех чертогов, которые от крови убогих соорудил; надобно совлещись тех роскошных одежд, которые из неправды сшил; надобно лишиться тех вин, которых со слезами вопиющих на небо наслаждался; одна только срачица, ради прикрытия наготы, один гроб, и только три аршина земли нужны будут! О сем всегда помышляй, думай, пекись и старайся; а когда теперь о том не попечешься и не ускоришь, то будет время, когда и пожелаешь, и сокрушишься, и восплачешь, да без пользы, то есть, когда время покаянию пройдет. А при том за твердое и никогда ненарушимое правило сие имей: чтоб чужой вещи неправедно ни явным, ни тайным, ни лестным и никаким образом не присвоить: чего не хочешь себе, того и ближнему не твори, и чего хочешь себе, то и ближнему твори! (Т. I, 81). Аминь.
   (Из творений святителя Тихона Задонского)

        Грехи против восьмой заповеди

   1. Грабительство, или отнятие чужой вещи насилием.
   2. Воровство, или похищение чужой вещи тайно.
   3. Обман, или присвоение чего-нибудь чужого хитростью, когда, например, отдают ложную монету вместо истинной, худой товар вместо хорошего, посредством ложного веса, или меры, не додают проданного; скрывают свое имение, чтобы не платить долгов, не исполняют обязательств по условиям, или по завещаниям; когда скрывают виновного в краже, и чрез то лишают удовлетворения обиженного.
   4. Святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу, и что принадлежит Церкви.
   5. Духовное святотатство, когда одни предают, а другие восхищают священные должности не по достоинству, но по видам корыстным.
   6. Мздоимство, когда берут мзду с подчиненных, или подсудимых, и по видам корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных.
   7. Тунеядство, когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, также когда имеющие силу приобретать пропитание трудом, вместо того живут милостынею.
   8. Лихоимство, когда под видом некоторого права, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или даже самые бедствия ближних; например, когда заимодавцы обременяют должников ростом, когда во время голода продают хлеб слишком высокою ценою.

Написать комментарий