НЕ ВЫМЫСЕЛ, НО ИСТИНУ Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ТЕБЕ

НЕ ВЫМЫСЕЛ, НО ИСТИНУ Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ТЕБЕ

Страдание святого священномученика Патрикия и с ним трех пресвитеров Акакия, Менандра и Полиена. Епископский престол святого Патрикия находился в городе - Пруссе в Вифинии. Однажды он начал открыто обличать заблуждения язычников и проповедовать веру Христову; его проповедь обратила ко Христу многих язычников; за это он был взят язычниками вместе с тремя пресвитерами - Акакием, Менандром и Полиеном, и приведен был на допрос к вифинийскому игемону Юлию, усерднейшему служителю идолов. Сей последний, отправляясь в это время к теплым источникам, повелел вести за собою и христианского епископа с его пресвитерами, заключенными в железные вериги. Прибыв на источники и омывшись в них, Юлий принес жертвы своему нечистому богу Асклипию игнусной богине Сотирии. Затем, сев на судилищном месте и призвав святителя Патрикия с пресвитерами, Юлий сказал ему:
- Безумец, призывающий Христа и верящий пустым басням! Смотри, сколь велико всемогущество богов наших! Смотри, какую целебную силу этим источникам дали они на пользу нашу! И прежде всего уразумей, сколь велико могущество и сколь велика милость отца нашего Асклипия! Если хочешь избегнуть уз и мучений и спокойно жить в своем отечестве, то, падши, поклонись ему со смиренною мольбою и принеси ему жертву.
Святой же Патрикий отвечал ему на это: - О, сколь много зла изрек ты в своей краткой речи, игемон!
Игемон же с гневом сказал ему: - Что же преступного сказал я? В чем ты можешь меня обличить, окаянный! Ты и сам должен признать то, что очевидно само собою без всякого обмана и хитрости: разве ты не своими очами видишь исцеления, даруемые от теплых источников силою всемогущих богов наших?
Отвечал святой Патрикий: - Пресветлый игемон! Если хочешь узнать истину о происхождении, истечении и целебной силы источника теплых вод сих, то я возвещу тебе обо всем этом, если соизволишь выслушать меня с кротостью.
Сказал на это игемон: - Хотя и ничего другого я не думаю услышать от тебя, кроме басни, наполненной вымыслами, все-таки говори, пусть услышу, что ты хочешь сказать.
Отвечал святой: - Не вымысел, но истину я хочу сказать тебе.
Сказал игемон: - Какой же иной источник силы теплых вод укажешь ты, кроме силы богов наших? Святой ответствовал:
- Я христианин, и всякий, кто исповедует сию святыню христианства и поклоняется единому истинному Богу, разумом своим может познавать тайны Божии; потому и я, хотя и грешен, но, исповедуя себя рабом Христовым, знаю и могу тебе сказать истину относительно вод сих.
Сказал игемон: - Неужели ты будешь столь дерзок и безрассуден, чтобы считать себя умнее философов наших?
Отвечал святой: - Ибо мудрость мира этого есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (1 Кор 3:19). Христос Господь наш, прославляя Отца Своего, сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк 10:21). И апостол говорит: не уразумели истины: если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1 Кор 2:8).
Сказал игемон святому: - Ты говоришь неудобопонятное. Лучше скажи, по силе и устроению кого текут эти теплые целебные воды? Что касается до меня, то я приписываю это помышлению богов наших, восхотевших таким образом оказать помощь людям.
Отвечая на это, святитель Христов Патрикий сказал игемону: - Прежде чем стану говорить, прикажи, игемон, снять ограду6, дабы все могли слышать мои слова.
По повелению игемона снята была ограда и народ наполнил все то место вокруг. Затем святой начал громогласно говорить следующее:
- Огонь и воду создал из ничего Своим Единородным Сыном Тот же всемогущий и вечный Бог, Который есть Творец рода человеческого. Из огня Он словом Своим сотворил свет, солнце и прочие светила и назначил им светить днем и ночью: до той степени простерлась Его всемогущая сила, до какой было угодно Ему. Из воды образовал Он небесную твердь и на воде же утвердил землю. Промыслом Своим, все предусматривающим, Он устроил на небе и на земле все то, без чего нельзя жить человеку, которого также Он создал. Провидя же, что созданные Им люди прогневают Его, Бога Создателя своего, и оставив почитание Бога истинного, создадут себе бездушных идолов и будут им поклоняться, - Он по причине этого уготовал два места, куда переселятся люди после своей земной жизни. Первое место Он просветил вечным светом и преисполнил обильными и несказанными благами, другое же наполнил беспросветною тьмою, неугасимым огнем и вечными муками; в светлое место переселятся те, которые, исполняя Его заповеди, будут благоугождать Ему; в темное же место будут ввергнуты те, которые нечестивою своею жизнью прогневают Творца своего и тем заслужат себе наказание. И так те, которые будут поселены в месте светлом, будут жить жизнью бессмертною в непрестанной и бесконечной радости, а находящиеся в темном месте будут непрестанно мучиться бесконечные веки. Отделив же огонь от воды и свет от тьмы, Создатель каждое из них отдельно образовал и определил каждое к своему месту. Огонь же и вода находятся как над твердью небесною, так и под землей; та вода, которая видима на земле, собранная во вместилища свои, называется морем (Быт 1:10), а та, которая находится под землею, именуется бездною; от этой бездны на пользу людям, живущим на земле, и вообще на пользу всему живущему посылаются воды в высоту сквозь земные недра, как бы посредством водопроводных труб; выходя на поверхность земли, они образуют или источники, или колодцы, или реки. Те из вод, которые в своем течении под землею проходят около огня, вытекают на поверхность теплыми, а те, которые протекают далеко от огня, выходят на поверхность земли холодными. Потому-то и эти воды теплы, так как при своем течении они близко подходят к подземному огню; есть же в иных местах воды студенейшие, смерзающиеся в лед, так как находятся в далеком расстоянии от огня. Итак, подземный огонь назначен на мучение нечестивых душ; вода же преисподней, обратившаяся в лед, именуется тартаром, в котором боги ваши и те, кто им поклоняются, получат нескончаемую муку, как и из стихотворцев ваших один воспел, говоря: "пределы (конечные) земли и моря ничто иное, как только крайние пределы, где Иапет и Сатурн (таковы имена сих богов ваших) не услаждаются ни блеском светлого солнца, ни прохладными ветрами"; другими словами: богов ваших, обитающих во тьме и в тартаре, не освещает и не согревает свет солнечный, а обитающих в огне не прохлаждает ветер. Тартар же под землею помещен настолько глубже всех иных бездн, насколько небо выше всех высот земных. А что под землею уготован огонь для нечестивых, это подтверждают и кипящие источники, которые в Сицилии выходят из-под земли.
Выслушав эти слова святого, игемон спросил его: - Значит, Христос ваш есть Создатель всех тех вещей, о которых ты говорил.
Отвечал Патрикий: - Воистину Христос, а не кто другой, есть Создатель всей твари; ибо написано: все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:3). И еще: все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил (Пс 95:5). Игемон же снова спросил святого: - Христа ли ты называешь Создателем небес?
Ответствовал святой: - Христа называю я Создателем всей твари, потому что написано: когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил (Пс 8:4).
Сказал игемон: - А если я ввергну тебя в эти горячие воды, Создателем которых ты называешь Христа, а не богов наших, то сохранит ли тебя Христос невредимым от огня их?
Отвечал святой: - Я знаю силу Христа моего; я знаю, что Он может сохранить меня целым и невредимым от вод сих, если пожелает: я же сам хотел бы при посредстве вод тех освободиться от временной жизни сей, дабы вечно жить со Христом; тем не менее да совершается надо мной не моя, а Его святая воля, без которой ни один волос не спадет с головы человеческой, без которой ни одна птица не попадет в сеть. Но пусть узнают все слушающие сейчас слова мои, что тех, которые с тобою поклоняются бесчувственному камню, как богу, ожидает вечное мучение в подземном неугасимом огне и преисподнем тартаре.
Услышав это, игемон пришел в великий гнев и тотчас повелел святого, обнажив, ввергнуть в то самое место источника, откуда бьет кипящая вода. Святой же, будучи ввергаем, воззвал к Богу, говоря: "Господи Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему!"
Когда святой был брошен в воду, то капли воды, брызнувшей из источника, были жгучее огненных искр и, достигши стоявших вокруг, причинили им сильные ожоги. А святой Патрикий пребывал невредимым в тех водах, как в прохладном месте, и, ликуя, восхвалял Христа Бога.
Видя это, мучители распалились еще большею яростью. Игемон повелел воинам вынуть святого из воды и секирою отрубить ему голову, вместе с тремя пресвитерами.
Приготовившись к усекновению, Христов мученик и исповедник воздел руки свои к небу и сказал: "Боже, Царь всего и Владыка, содержащий в Своей власти всю тварь видимую и невидимую, приклоняющий слух Твой ко всем, истинно призывающим Тебя, создавший и воды сии во спасение праведным и в наказание нечестивым! Предстань ныне мне, умирающему, во свидетельство за исповедание веры Твоей!"
Окончив молитву, святой преклонил для усекновения святую главу свою и скончался мученически. Усекновены были с ним и три его святых пресвитера: Акакий, Менандр и Полиен и все вместе предстали Христу Богу в славе святых. Убиен же был святой Патрикий со служителями своими месяца мая в девятнадцатый день и принял венец победных почестей от Христа Иисуса, Господа нашего, Которому подобает со Отцом и Святым Духом честь и слава ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Жития святых Димитрия Ростовского

Написать комментарий