«Гони отлагательство»

«Гони отлагательство»

Идет Рождественский пост – время ограничения в телесном и укрепления в духовном плане. Послушаем поучение, которое оставил нам в помощь выдающийся богослов, святитель Феофан, Затворник Вышенский.

…Гони отлагательство. Не позволяй себе сказать: «завтра, после займусь этим», а сейчас же приступи к делу. Живее вообрази неразумие и опасность своего состояния. После больше привыкнешь к греху. Уж если сознаешь, что таким оставаться нельзя, что мешкаешь? После можешь зайти за черту, из-за которой нет возврата, и ты погибнешь. Прежде всего возьмись за тело. Откажи ему в удовольствиях, умаль обычную меру пищи, приложи к трудам новый труд. Главное — как хочешь и как можешь, облегчи плоть, утончи ее дебелость. Этим душа высвободится из связанности веществом, станет подвижнее, легче, приимчивее для впечатлений добрых.

Тело, преобладая над душою, сообщает ей неподвижность и холодность. Подвиги телесные ослабляют узы тела. Тело обременяет душу вовне, заботы томят ее внутри. Итак, отложи на время заботы, все без исключения, после опять возьмешься за обычные дела, только теперь выбрось их из мысли. Вот ты стоишь у своего сердца. Пред тобой твой внутренний человек, погруженный в глубокий сон нечувствия и ослепления. Начинай будить его. Начинай изводить на средину разные помышления, держащие тебя в ослеплении, и подвергай их строгому суду:

а) Я христианин, — говоришь ты и успокаиваешься на этом. Но уясни себе, что значит быть христианином, а не казаться; уясни себе обязанности христианина, возлагаемые на нас Святым Евангелием, сличи себя с сим идеалом, и ты увидишь, насколько неосновательна опора твоего заблуждения.

б) да ведь мы не из последних — так иные прельщаются душевными своими совершенствами. Но естественные совершенства не имеют нравственной цены, потому что они не наше приобретение, а дарованы Богом. Но все ли сделано тобой, что можешь и должен ты сделать по своим дарованиям? Ты большему подлежишь ответу, потому что тебе больше дано. Укажи, много ли пользы принес ты ближнему чрез свои дарования?

в) Мы еще не так худы, есть еще хуже нас. Но на других смотреть нечего, всякий за себя будет давать отчет. Ты на себя смотри и, отрезав от себя других, себя одного суди без сравнения с другими. Лучше сравни себя со святыми угодниками, они суть живой образец спасающихся.

г) Будто я один таков. Но множество согрешающих не изменяют закона правды и не избавляют никого от ответственности. Бог не смотрит на число. Все согрешают — всех и накажет, как в водах потопа во времена Ноя. Видишь, один, другой умирает около тебя; вот ударит и твой час. Обратись к Богу и поставь себя, оскверненного, пред лицем Всеведущего и Вездесущего. Взойди мысленно на Голгофу и пойми, чего стоят твои грехи. Или ты не ведаешь, что, греша, участвуешь в мучении Спасителя и разделишь за то участь мучителей?

Посмотри! Все уже пошли ко Господу… И тот обратился, и другой, и третий… Чего же ты стоишь и медлишь? Молись, чтобы Бог освятил твой труд над окаменелым сердцем, чтобы Сам пришел, умягчил твою спящую душу. В молитве сей изреки то, что на душе, и свою кровную нужду открой словом простым, детским, кротким. Не умствуй, не сочиняй молитв. Приступи как больной к врачу, как связанный — к освободителю, с искренней исповедью немощи своей и преданием себя Божию вседействию. Падай ниц, клади поклоны — многие, многие. И не отходи, пока движется молитва. Прибери для нее краткие к Богу воззвания: «Пощади Твое создание, Владыко!», «Боже, милостив буди ми, грешному!», «Душе моя, востани, что спиши» и подобные. Так, трудя себя, бей непрерывно в двери милосердия Божия.

Cвятитель Феофан, Затворник Вышенский.

Написать комментарий