Есть конец и долготерпению Божию

Есть конец и долготерпению Божию

Господь долготерпит на нас, не хотяй, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2Петр. 3, 9).

Поразительный пример долготерпения Божия к грешникам представляет история всемирного потопа. Люди допотопные стали, по слову Господа, плотью, т.е. в нравственном отношении дошли до такого состояния, что трудно было в них узнать существа, созданные по образу и по подобию Божию, – в них преобладала плотская, чувственная, животная жизнь; словно это были не люди, а животные, от которых отличались только тем, что все силы разума устремляли на изобретение средств к умножению удобств и удовольствий жизни чувственной.

Но милосердый Господь долго щадил их. Он дал им 120 лет на покаяние, грозя им истреблением, и навел на них потоп лишь тогда, когда они совсем пренебрегли долготерпение Божие и не вразумились даже тем, что у всех на виду строился ковчег для спасения от общей погибели одного Ноя с семейством. Самое начало потопа свидетельствовало о милосердии Божием. Воды потопные не вдруг, а постепенно покрыли лицо земли, так что ввиду неизбежной беды многие, неверовавшие до тех пор угрозам Божиим до исполнения их, опомнились, воззвали к Богу о помиловании и успели покаяться, прежде чем поглотила их вода. Такие, хотя и понесли временную казнь потопления, могли избавиться от вечной погибели, когда Христос Спаситель по смерти сошел в адскую темницу с проповедью о спасении всем ожидавшим с верою Его пришествия, и всем тем душам, которые „некогда при Ное непокорны были ожидавшему их Божию долготерпению" (1Петр. 3, 18–20). – Слава долготерпению Господа к допотопным людям!

Но не меньше долготерпелив Он ко всем беспечным грешникам, ожидая от них покаяния. Подобно современникам Ноя, многие из христиан живут в одну плоть, не помышляя о душе, не дорожа своим человеческим и христианским достоинством. „Сеющие в плоть, от плоти пожнут истление", т.е. вечную погибель. Но пока жив человек, он не лишен надежды спасения. Угрожаемый погибелью, он может не бояться этой угрозы до самой смерти, как современники Ноя не боялись потопа до самого наступления его. Но милосердый Господь, „не хотяй, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут", дает возможность покаяться грешнику, когда посылает ему предсмертную болезнь. Не всякому она посылается, иной помирает скоропостижно в наказание за пренебрежение долготерпения Божия и, может быть, для предотвращения больших грехов его, – и не успевает покаяться; но кому посылается предсмертная болезнь, тот должен почитать ее величайшею милостью Господа. В виду смертной опасности, больной волей-неволей должен подумать о загробной участи, о воздаянии каждому по делам его, и если до сих пор не заботился об умилостивлении Господа покаянием и исправлением жизни, поспешит этим делом в оставшееся для него короткое время жизни. Ибо Господь, принявший покаяние разбойника, принимает и позднее раскаяние, если грешник приносит его вседушевно, с полной ненавистью ко грехам, которыми доселе оскорблял Господа.

О, дал бы милосердый Господь каждому из нас, по крайней мере, на смертном одре принести Господу покаяние, если не успеем сделать это в здоровом состоянии! Но никто из нас не может быть уверен, что опущенное в продолжение долгой жизни может поправить пред смертью. Смерть не в нашем распоряжении; она может поразить нас внезапно; и не всегда притом пред смертью человек бывает в покаянном настроении, особенно если предсмертная болезнь мучительна до нестерпимости. Потому хотя по долготерпению своему Господь никому не желает погибели, но грешно было бы, в надежде на долготерпение Господа, отлагать покаяние до смерти, грешно и небезопасно. Есть конец и долготерпению Божию. Оно истощается коснением во грехах. Не забывай, что благость Божия щадит тебя в ожидании твоего обращения, но вместе помни, что „пренебрегающие богатством благости, кротости и долготерпения Божия, по своему упорству и нераскаянному сердцу, сами себе собирают гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога" (Рим. 2, 4–5).

Епископ Виссарион (Нечаев)
Изречения слова Божия, располагающие к покаянию

Написать комментарий