Одно из лучших средств для того, чтобы неверных сделать верными

Одно из лучших средств для того, чтобы неверных сделать верными

Память преподобного отца нашего Аврамия.

Отчего это, братие, так мало обращается язычников в нашу веру, и отчего так немного из раскола переходят в православие? Оттого, что мы часто забываем, что зла злом остановить и пресечь невозможно и что зло может быть остановлено – и пресечено – только добром.

Преподобный Аврамий жил между язычниками, из которых одни наругались над ним и понуждали уйти от них, а иные очень надоедали ему постоянными просьбами о помощи. Аврамий тем, что получал от православных, делился с ними и чрез это, сказано, освобождался от ругательных мучений. И чем же кончилось? Язычники, пораженные человеколюбием преподобного, построили христианскую церковь, и сами все сделались христианами, а Аврамия умолили быть у них священником.

Так кротость и незлобие победили зло и ненависть и умножили стадо Христово!

Другой пример: раз преподобный Макарий шел с одним учеником в гору Нитрийскую, и, когда они уже приближались к ней, Макарий сказал ученику: «Ступай впереди меня, а я после приду». Ученик пошел и, встретив на пути идольского жреца, несшего бремя дров, закричал ему: «Послушай, послушай, демон, куда идешь?» Жрец рассердился и так избил монаха, что оставил его на дороге едва живым. Спустя немного встретил того же жреца преподобный Макарий и сказал ему: «Спасайся, трудолюбче, спасайся!» Жрец спросил: «Что ты увидал во мне доброго, что так приветствуешь меня?» Старец отвечал: «Потому так приветствую тебя, что вижу тебя труждающимся». Жрец сказал: «Умилился я, отче, твоими словами, и познал, что ты человек Божий. Вот другой монах, встретившись со мной, обругал меня, и за это я избил его до смерти». И с этими словами жрец пал к ногам преподобного и воскликнул: «До тех пор не оставлю тебя, пока не сделаешь меня христианином, а потом иноком», и пошел за Макарием. Оба они пришли к избитому ученику и, поднявши его, понесли к церкви. Когда же иноки Нитрийские увидали с Макарием идольского жреца, то весьма удивились; а потом крестили последнего и сделали иноком. Вскоре же по Крещении жреца, последуя примеру его, крестились и многие из язычников. И после сего преподобный говорил: «Знайте, что злое слово и добрых делает злыми; а доброе слово, наоборот, и злых добрыми творит» (Чет. Мин. янв. 19).

Из приведенных двух повествований ясным становится, что подлинно зла злом остановить и пресечь невозможно и что зло может быть остановлено и пресечено только добром. Да, так оно и на самом деле есть. Возьмем в пример хоть бы раскольников. Чем большею частью кончаются беседы о вере у православных с ними? Не только не взаимным непримирением, но и большею неприязненностью и ожесточением друг против друга. А отчего? Оттого, что раскольники, при беседах о вере, почти всегда бывают полны гордости, самомнения и ничем необъяснимой злобы против нас. Какому же тут быть примирению и разъяснению истины? Тут одно только торжество врагу нашего спасения. Да, повторим, по истине, зла злом остановить и пресечь невозможно, и зло одним только добром остановлено и пресечено быть может. Аминь.

Пролог в поучениях на каждый день года.
Протоиерей Виктор Гурьев.


Написать комментарий