БОГ ПРИВЕДЕТ ИХ В УЖАС ГОЛОДОМ: Толкование пророчества святого Иезекииля о расправе над неверными израильтянами
Глава 20, стих 38. И изберу от вас нечестивыя и отвергшияся от Меня (т.е. по возвращении их из плена возрастет гнев Божий на тех, кого не изменят наказание и плен).
46. Сыне человечь, утверди лице твое на юг, и прорцы на дубраву полуденную (на Иерусалим, который от Вавилона лежит на полдень).
47. Се Аз возгнещу в тебе огнь, и пожжет в тебе всяко древо, т.е. вместе и виновных и невинных.
Глава 21, стах 2. Сыне человечь, утверди лице твое на Иерусалим,
3. и речеши к земли Израилеве: се Аз на тя, и извлеку меч Мой из ножен его (т.е. неумолимый Мой гнев, неудерживаемый милосердием). И потреблю от тебе праведнаго и беззаконнаго. 9. Мечю, мечю, изотрися,
10. да будеши готов на посечение племени сына Моего (на совершенное истребление племени сына Моего Израиля). Отрини всякое древо, (т.е. всякого человека).
12. Возопий и восплачися сыне человечь; (потому что таково определение и повеление о народе твоем)
14. И восплещи рукама, (потому что прилично исполниться такому суду правды, и он исполнится) и усугубится меч.
15. Яко да сокрушится сердце их (т.е. меч будет извлечен и падет на них).
14. Третий меч язвенным есть (потому что Иудеи три раза отводимы были в плен: в царствование Иоакима, когда отведен в плен и Даниил с своими товарищами; потом во дни Иехонии, когда переселен был в землю халдейскую Иезекииль: и наконец, когда Иеремия пророчествовал во Иерусалиме). Меч язвеным велик, и ужасит я (потому что Бог приведет их в ужас голодом).
16. Не преставай действовати, десница Моя, аможе аще лице Мое обратится (т.е. против Иерусалима, чтобы окончательно сокрушить и опустошить его).
20. Учини путь, яко внити мечу на Равваф сынов Аммоних, еже внити мечу царя вавилонского.
19. От страны единыя изыдут два (пути). И рука избранная в начале пути избраннаго града (нынешняя Антиохия). На Равваф сынов Аммоних, (т.е. Навуходоносор придет в аммонитский город Равваф морским берегом от Антиохи. Посему присовокупляет:)
21. станет царь вавилонск в начале пути, на начале обоих путей, еже волхвовати волхвованием, и пустит стрелу, вопросит ваянных,
22. еже обставити острог вокруг Иерусалима, и отверзсть уста с воплем (Навуходоносор пустит стрелу, гадая, куда ему идти, к Тиру ли на север, или по направленно к Антиохии и оттуда к Иерусалиму); и бысть волшебство на Иерусалим.
23. И той аки волхвуя им волхвование пред ними.
25. И ты сквернаве, беззаконниче, старейшино Израилев, грядет день твой конец (это – Садок, который во время взятия Иерусалима был первосвященником).
26. Сниму с тебя кидар, сложу с тебя венец (чтобы тебе не входить уже во храм для священнодействия). Вознесу смиреннаго (Иисуса сына Иоседекова), и смирю высокаго (т.е. Садока).
27. И сие сотворю нечестию и неправде, дондеже приидет, Ему же достоит, и предам Ему. (Сие долготерпение, которое оказывал Я священству, хотя пользовались им Иудеи к большей злобе и к нечестию, буду продолжать, пока не придет Сын Мой Христос, Которому принадлежит священство, и Которому предам оное рукою Иоанна на Иордане).
28. Сия глаголет Адонаи Господь к сыном Аммоним: мечю уготованный на скончание, изощренный и блещущий на видение вате суетное (т.е. на видение вашего суетного могущества).
29. Простру тебя на выи беззаконников (т.е. Аммонитян).
30. Возвратися в ножны твоя, в место, в нем же родился еси.
Глава 22, стих 2. Суди граду кровей, и яви ему вся беззакония его (Бог снова возвращается к исчислению беззаконий, совершенных Иерусалимом, когда говорит: суди граду кровей).
25. Пророки его возстают против Меня среде его, яко львы рыкающе, восхищающе восхищения, души изъядающе насилием (т.е. властью, какую беззаконно присвоили себе). Славу чертогов своих приемлюще (т.е. собирают по мере того, как велики или малы их жилища).
26. И жрецы его отвергошася закона Моего, и оскверниша святая Моя, (по небрежению своему) между святым и сквернавым не разлучаху (т.е. не полагали никакого различия).
27. Князи его среде его, яко волцы восхищающе,
29. людей земли утесняюще неправдою, т.е. князья и те, которые именуются ведущими закон Мой, грабят бедных…
Прп. Ефрем Сирин
Толкование на книгу пророчеств Иезекииля