Только Россия и Русская Церковь могут остановить антиправославную экспансию Константинопольского патриархата

Только Россия и Русская Церковь могут остановить антиправославную экспансию Константинопольского патриархата

Намерением «легализовать ещё один раскол» в Православном мире назвали в Русской Церкви очередную инициативу Фанара. Столь жёсткая оценка, которую официальный церковный спикер Владимир Легойда дал македонской инициативе Константинопольского патриарха Варфоломея, позволяет надеяться, что Московский Патриархат приложит все усилия, чтобы остановить экспансию Фанара против православного славянства. Экспансию, начавшуюся на Украине, сегодня же, судя по всему, нацеленную и на каноническую территорию Сербской Православной Церкви.

Так, встреча патриарха Варфоломея (Архондониса) с премьер-министром Республики Северная Македония Оливером Спасовским, состоявшаяся 13 января 2020 года, в деталях повторяет первые акты украинской авантюры, начавшейся с активных контактов представителей режима Порошенко со стамбульским священноначалием.

Масштаб экспансии разный, но сценарий один: Константинопольская патриархия в очередной раз вторгается на каноническую территорию автокефальной Поместной Церкви в целях «легализации» и подчинения себе раскольнической структуры. На этот раз — так называемой «Македонской православной церкви», отколовшейся от Церкви Сербской ещё в 1960-х годах (с одобрения коммунистических властей этой, на тот момент югославской, республики).

Более полувека Сербский Патриархат пытается решить македонский вопрос в канонических рамках, однако местные раскольники все эти годы делают всё, чтобы не допустить служение канонических православных клириков на территории Македонии (с недавних пор переименованной в Северную Македонию). Так, глава автономной македонской Охридской архиепископии (канонической части Сербской Церкви), архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Иоанн (Вранишковский) несколько лет провёл в тюремном заключении только за то, что совершал православные богослужения в македонских храмах.

В последние годы в значительной степени благодаря миротворческой деятельности Русской Православной Церкви македонские власти ослабили давление на каноническое православное духовенство, однако ситуация остаётся непростой. Так, в 2019 году Священный Синод Сербской Православной Церкви в своём заявлении отметил следующее:
Остаётся сложным состояние нашей автономной Охридской митрополии в Северной Македонии, где в настоящее время нет прямых гонений на архиепископа Иоанна, епископов, клириков, монахов и верующих, но над их головой постоянно висит Дамоклов меч нового судебного преследования. Несмотря на это, наша Церковь по-прежнему готова к диалогу с тамошней Церковью, которая на протяжении десятилетий пребывает в расколе. Сербская Церковь выступает за решение проблемы на канонической основе.

Свои предложения по каноническому решению македонского вопроса несколько лет назад предлагала Болгарская Православная Церковь (как известно, болгары с македонцами в этническом и культурно-языковом отношениях очень близки).

Однако эти попытки на Фанаре были приняты в штыки: в феврале 2018-го Константинопольский синод объявил их «антиканоническими». И это было сделано отнюдь не в интересах Сербской Церкви, но исключительно ради восточно-папистских амбиций Фанара, из горделивой уверенности в том, что только Константинопольский патриарх имеет право разрешать подобные межцерковные конфликты.

События последних двух лет значительно обострили ситуацию. Несмотря на то, что Сербская Православная Церковь приняла участие в Критском соборе 2016 года, её поддержка канонической Украинской Православной Церкви (самоуправляемой, но неотъемлемой части Московского Патриархата) и непризнание псевдоправославной националистической секты ПЦУ (также известной как СЦУ) привели к тому, что Фанар решил нанести по Сербскому Патриархату серьёзный удар.

На сегодняшний день у Сербской Православной Церкви есть целый ряд «слабых мест» — тех стран и регионов, где её клирики и приходы в той или иной степени подвергаются дискриминации. Это Хорватия и Босния и Герцеговина, Северная Македония и Черногория и, конечно, многострадальное Косово. Однако если в Черногории против Сербской Церкви война ведётся местным либерально-западническим политическим режимом, а карликовая секта «Черногорская православная церковь» не имеет реальной поддержки среди местного населения, то в Македонии раскольники обладают куда более сильными позициями, являясь религиозной организацией большинства македонцев.

Последнее в своих интересах, а также в интересах своих западных кураторов сегодня пытается использовать Фанар. По сути, патриарх Варфоломей готов повторить свою украинскую авантюру, взяв под свой контроль македонских раскольников, и в дальнейшем предоставить им псевдоавтокефалию (пусть даже под каноническим названием «Охридской архиепархии»). В любом случае это будет очередным серьёзным ударом Фанара по православному славянству, на этот раз в лице Сербской Православной Церкви.

При этом Фанар явно не оставляет за скобками и черногорский вопрос. Подтверждением тому являются слова одного из архитекторов ПЦУ недавнего константинопольского «экзарха» на Украине, архиепископа Даниила (Зелинского). Этот человек, в своё время перешедший в Константинопольский патриархат из греко-католического униатства, ровно год назад в своём интервью «Би-би-си» недвусмысленно заявил:
Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право её учреждать и просить её признания другими православными церквами. В том числе если речь идёт о Македонии и Черногории.

Одновременно колоссальному внешнему давлению подвергается и Болгарская Православная Церковь, в отличие от Сербской и Украинской Церквей, успешно преодолевшая свои расколы ещё в 1990-е годы. Так, с одной стороны, перед новым послом США в Болгарии, госпожой Херо Мустафой, как и перед главным куратором США в регионе, послом Штатов в Греции Джеффри Пайеттом, поставлена задача ослабить связи болгарского священноначалия с Московским Патриархатом.

С другой стороны, в октябре 2019 года папа римский Франциск повысил статус болгарской греко-католической Апостольской экзархии до ранга епархии, тем самым начав работу по усилению болгарских униатов.

Наконец, серьёзным прецедентом стало то, что три месяца назад патриарх Варфоломей запретил архиерею Болгарской Православной Церкви, митрополиту Старозагорскому Киприану (Казанджиеву) совершить Божественную литургию в храме святых Константина и Елены болгарской общины города Адрианополя в Турции. Последнее, очевидно, связано с тем, что болгарское священноначалие до сих пор не поддержало украинскую авантюру Фанара.

Таким образом, Константинопольская патриархия объявила войну не только Русской Церкви, но и всему православному славянству. Даже столь небольшая славянская автокефальная Церковь, как Церковь Чешских земель и Словакии, подвергается давлению со стороны Фанара, пытающегося контролировать её священноначалие и влиять на внутренние кадровые решения. И буквально на днях патриарх Варфоломей крайне жёстко прокомментировал миротворческие инициативы Иерусалимского Патриарха Феофила III, объявленного чуть ли не предателем греческой «мученической расы» (так в тексте).

В этих условиях, когда Фанар не просто уподобляется Ватикану в своих попытках подчинить себе всё Мировое Православие, но и всё глубже погружается в осуждённую им же ересь этнофилетизма, только Московский Патриархат, крупнейшая и самая влиятельная Православная Церковь мира, имеет возможность остановить этот разрушительный для канонического Православия процесс. Сегодня Поместным Церквам (как славянским, так и неславянским) необходимо определиться, что для них важнее: механическое единство с отпавшим от Православия так называемым «Вселенским» патриархатом или подлинное православное единство в Истине.

У Московского Патриархата не было и нет горделивого желания стать первым в православном диптихе «первенства чести», однако по факту мы уже более половины тысячелетия являемся Церковью Третьего Рима, «последнего окопа» канонического Православия. И так уж сложилось, что сегодня только Россия и Русская Церковь при единой доброй воле и соработничестве светской и духовной властей способны остановить экспансию Фанара, разрушающую единство Православных Поместных Церквей.

Но для этого канонически крайне важно соборное осуждение раскольнических действий патриарха Варфоломея и его сторонников. И если греческое священноначалие Иерусалимского Патриархата примет в этом непосредственное участие, это станет важным примером для всего Греческого мира, в силу националистического этнофилетизма стремительно отпадающего от канонического Православия.

Источник: Царьград ТВ

Написать комментарий