Блаженны послушники

Блаженны послушники

Милость Божия буди со всеми Вами, Матушки и сестры святой обители вашей о том, чтобы с прилежанием и вниманием исполнять дела обители как бы дела Божии. Матери и честнейшие сестры чада духовные, те наставления, которые хотел я преподать Вам устно, решаюсь передать через писания. Ибо преблагий Бог наш для того и дал нам рассуждение слова, как сказал Василий Великий, чтобы открывать друг другу помышления сердец наших, и так я открываю Вам любовь, которую имею к Вам, ибо хотя я грешный и отчаянный по причине множества грехов моих, несмотря на это, оставив собственную беду и немощь, всячески и во всем забочусь о Вас, боюсь, трепещу и пекусь о всех Вас. Кто изнемогает и не изнемогаю, безмысленно говорю, и кто соблажняется, и не разжизаюся (2Кор.11:29) в безумии моем говоря, имея при всем том, как я сказал, множество грехов, кто заботится о своем спасении, тот не только чадо мое, но и господин Владыка и отец мой, и я думаю, у ног его лежу. Ибо ревностный и тщательный в своем послушании – это мое спасение, смиренномудрый – это моя сила и мужество, трепещущий словес Божиих – это моя душа, мое сердце, моя мысль. О праздном же и нерадивом я скорблю, потому что он недостоин ниже да яст (2Сол.3:10). Как говорит Божественный Павел, равным образом и о том, кто не усерден и ленив, кто ропщет, кто сонлив и дремлет при всяком добром деле, ибо у таких пропадает полжизни. Посему востаните со мною, чада и сестры, сподвижницы и спутешественники на пути, ведущем нас на небо. И прежде всего держитесь духовных подвигов с усердием и мужеством, распаляйтесь подобно огню, ходя на ночные песнопения и на дневные послушания и потом будьте тщательны и во внешних делах, которые вам поручаются. Итак не будьте слышателем забывчивым по Писанию, но бывайте вместе и слышатели закона и творцы слова, как хочет сего Бог. Имейте между собою соревнование, и понуждайте друг друга, стараясь каждый скорее послушать, не дожидая второго слова от повелевающего, тот явится из Вас вышним во смирении, кто с первым словом прощения с поклоном и принимает на себя всю вину. Если Вы так делаете, то я твердо уверен, что Вы находитесь в радости и веселии, возноситесь надеждою и бесстрастию и с дерзновением восходите к небесному. Если Вы чисты душею и уже чужды завистливого рвения, лучше же сказать, если Вы бесстрастны или хоть бы страсти искушали и смущали Вас, но вооруженные такими духовными доблестями, Вы будете прогонять бесов борющих Вас и такой ратоборец допустит, чтобы не быть всегда вооруженным. Хотя бы он всегда побеждал. И как такого не увенчает Царь Небесный, хотя бы он получил и тысячи ран, но только не был бы умерщвлен от греха. Горе, горе, матушки и сестры и чада духовные. Какую славу наследуют преблаженные послушницы. Поистине каждая в каком чину благоугодном Богу, в том и получит блага.

Хотя и велики пред Богом те, которые послужили Ему в горах и в вертепах и в пропастех земных, столпники, затворники и во всяком другом жительстве прославившие Бога, однако знайте, сестры и матери мои возлюбленные и вожделенные, что когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос разделитель бесчисленных благ, то избрал не пустынное или столпническое житие, но образ и правило повиновения. Ибо Сам Он говорит: «яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин.6:38) и еще: «Аз от Себе не глаголю ничто же, но пославый Мя Отец Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» и опять препоясавашись лентием Он принял образ слуги, умыл ноги ученикам и отер их лентием. И еще в другом месте говорил «Аз посреде есмь, яко служай» (Лк.22:27). Итак вот чада мои и сестры, и матери, как видите, Господь избрал предпочтительно Ваше житие, житие в повиновение, а не иное какое из всех прочих. Как же Вам не радоваться, как не веселиться. Как не преисполняться радости и веселия, что и Вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа. Есть ли для Вас что-либо блаженнее сего. Или еще будете удивляться иному какому образу жизни. Итак не ублажайте жительства паче Вашего, если только правильно проводите оное. Посему, как повествуется и в Патерике о трех образах монашества: пустынника, больного и послушника, не был ли виден в откровении послушник с венцом, светлейшим прочих, ей, постине говорю Вам, сестры мои, велик Ваш образ жизни и свят, и всячески если достойно совершаете оную, то без сомнения, будете прославлены со Авраамом, будете ликовать с мучениками и веселиться с праведниками. Итак совершайте течение со тщением, помажьте ноги Ваши елеем терпения, чтобы разгорелись Ваши душевные жилы и получить Вам крепость к дальнейшему течению, облекитесь в одежду правды и радования, пейте воду девства и целомудрия. Не говорите, доколе! Это слово ленивого. Нам жить не тысячу лет горе! В древности жили по девятисот, по семисот и по сту лет, как напр. Ной, Авель, Авраам, Иов и прочие благоугодившие Богу, а в наше время и то много, если бы кто прожил семьдесят лет, как и Давид говорит, дние лет наших семьдесят лет или осемьдесят (Пс.89–10), около этих чисел и оканчивается жизнь наша, а теперь вижу я, что и малые дети и младенцы умирают прежде нежели придут в возраст. Так мы, чада, ныне или завтра умрем, памятуя это каждый день, мы хорошо делаем, проводя жизнь по закону духовному. Так и отцы наши прожили недолгие дни свои. Итак будет между Вами, по святой молитве отцов наших, милость, мир, любовь, независтливость, неревнование, нестяжательность, послушание, благое слово, согласие, сострадание друг ко другу, смиренномудрие, так пребывайте, так жительствуйте, молясь по моем смирении, чтобы не быть мне вверженным в неугасимый огнь. О дабы всем нам избавиться от него и удостоиться Царства Небесного, о Христе Иисусе, Господе нашем, которому подобает всякая слава с Отцем и Св. Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Недостойный Серафим

Написать комментарий