Тайные молитвы да не звучат вслух

Тайные молитвы да не звучат вслух

В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на русский язык некоторые слова. Все эти нововведения оправдывались протестантской трактовкой слов святого апостола Петра: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр. 2, 9). 

Обновленцы считали, что раз апостол называет весь церковный народ священством, то почему бы не слышать им священнические молитвы вслух и не молиться ими? Почему бы не петь всю Божественную литургию вместе с церковным хором? И почему бы не совершать тайнодействие вместе с иереем или епископом?

Такое вольнодумное толкование привело к хаосу в литургическом символизме и разрушительно подействовало на церковную иерархию, установленную Самим Господом нашим Иисусом Христом. 

К примеру, все знают, что молитва «Отче наш» для мирян заканчивается словами «но избави нас от лукавого». А священник возглашает далее: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки веков. Аминь». Только мирянин-невежда или гордец станет произносить возглас, который предназначен для священника. Даже диакон не смеет произносить то, что допускается возглашать лишь человеку, облеченному в сан иерея.

Подобное происходит и во время богослужения, когда священник читает тайные молитвы ко Господу. Эти молитвы запрещено читать непосвященным. Таким образом сохраняется иерархия в Церкви Божией. 

В то же время, когда священники начинают громогласно читать молитвы во время пения молитв церковного хора, то происходит раздвоение чувств и мыслей. Молящийся в храме человек слышит слова молитвы, исполняемой хором, и слова молитвы священнослужителя. Перед ним встает выбор: каким молитвам вторить? В результате мы имеем дело с безчинством, а не с благоговейным молением в храме Божием.

Все это понимали Святые Отцы Церкви и категорически запрещали произносить тайные молитвы вслух, громогласно. 
  
Святитель Тихон, Патриарх Московский, в Указе за № 1575 писал по этому поводу следующее: «Ведомо нам по городу Москве, и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по Уставу, открываются Царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковно-славянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения...» (Тихон, Патриарх Московский и всея России. Град Москва 4/17 ноября 1921 г.). 

Диакон Николай Спиридонов

Написать комментарий