Теология ОВЦС: Не пора ли переименовать «Отдел внешних церковных связей» в «Отдел внутренних инославных влияний»?

Теология ОВЦС: Не пора ли переименовать «Отдел внешних церковных связей» в «Отдел внутренних инославных влияний»?

Примерно один или два раза в год все новостные сайты сообщают о деятельности ассоциации «НОТА» – Научно-образовательной теологической ассоциации. Эта ассоциация была создана 16 февраля 2018 года по инициативе главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева). Из его слов следует, что в январе 2018 года «ректоры ведущих высших учебных заведений подписали письмо Святейшему Патриарху Кириллу с инициативой создать Научно-образовательную теологическую ассоциацию». Патриарх благословил ее создать. В феврале 2018 года учредительные документы подписали ректоры некоторых российских ВУЗов и глава ОВЦС. На сегодня в эту ассоциацию входит 56 разнообразных учебных заведений, среди которых и православные семинарии, академии, и исламские учебные заведения. Президентом НОТА стал глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион, по сути, он является и её создателем.

Всё бы хорошо и радостно, но удивляет, что создана ассоциация не православной теологии, а некой «теологии» вообще…

Присутствие представителей некоторых государственных органов на недавнем большом собрании НОТА показывает, что у государства есть свой интерес к этой ассоциации. Православные учебные организации надеются усилить позиции православной теологии через эту ассоциацию, исламские – исламской. А вот какую теологию планирует усилить митрополит Иларион, используя потенциал всех вошедших в НОТА ВУЗов – пока ясно не до конца.

В планах специальной межвузовской комиссии НОТА – издание учебников по теологии, студенческий и преподавательский обмен и другое. С 2019 года уже начал выходить межрелигиозный (судя по составу редколлегии) журнал «Вопросы теологии». В одном из номеров есть, к примеру, статья «О Святом Духе через призму ислама». Всё это свидетельствует о задачах НОТА по выработке если не универсальной теологии для будущей супер-религии, то предельно рационализированной внеконфессиональной теологии.

Ассоциация, существующая два года, уже являет новые примеры теологического образования, востребованного, скорее, для достижения интересов экуменического Всемирного совета церквей и практикующиеся лишь в университете этого Совета в Боссе. Недавно в рамках проекта «межконфессиональной академической мобильности» группа православных аспирантов и магистрантов Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) была направлена в татарский Булгар, в исламскую академию для муфтиев – послушать лекции преподавателей из Египта, Иордании, Ирака…

Через сайт НОТА желающие эксперты-теологи из разных конфессий могут получить удостоверение эксперта этой ассоциации, но почему-то за подписью представителя РПЦ – митрополита Илариона. Хотя понятно, что далеко не все эксперты окажутся православными, и поэтому их воззрения будут входить вразрез с догматическим учением Православия, но иерарх благословит их дальше развиваться.

По опыту протестантского Запада, откуда проникает к нам внеконфессиональная теология, мы можем предположить, какие будут итоги. Итоги – уничтожение веры в первую очередь в Православии через дух скептицизма и рационализма. На своей родине такая внеконфессиональная теология и религиозная философия нанесли очень сильный удар по Христианству вообще. Лютеранско-кальвинистский теологический корабль весь ХХ век лавировал-лавировал между верой и рационалистическим скептицизмом, да не вылавировал. Предельное уменьшение числа верующих в Богочеловека Иисуса Христа и в Пресвятую Троицу – во многом их заслуга.

А митрополит Иларион как глава НОТА в октябре 2019 года на VI Пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета от лица Русской Православной Церкви уже делает доклад с похвальными речами о религиозном модернисте Д. Бонхёффере и его трактовках Евангелия. Тот призывал к отказу от понятия Бога, являющегося, с его точки зрения, заменителем человеческого незнания, и обращению людей к морально-этической стороне религии. Такие доклады допустимы для простых околопротестантских докторов наук и преподавателей, но не для высокопоставленных православных пастырей, задача которых – учить Истине и путям спасения, а не тому, как быстрее тонуть кораблю веры.

Кто же инициатор такой централизации в теологическом образовании? Можно предположить, что иностранные грантодатели. Вопросы иностранного финансирования проектов РПЦ, почему-то замалчиваются в наших СМИ. Но даже мозаика на здании ОВЦС в Даниловском монастыре делалась за счет таких иностранных пожертвований. Ежегодные нашествия католических священников в Россию осуществляются за счет иностранных фондов – в том числе католического «Urbi et Orbi». Наши студенты по инициативе ОВЦС и ОЦАД отправляются ежегодно за границу «поучиться» за иностранный счет и отчасти за счет фонда «Русский мир». Здания в Черниговском переулке, где обосновалась Общецерковная аспирантура и докторантура, тоже были отреставрированы совсем не за счет пожертвований московских бабушек.

Показателен только такой пример – грант в 91 тысячу долларов в 2011 году был выделен фондом Джона Темплтона «для РПЦ» – сотрудникам аспирантуры митрополита Иллариона (ОЦАД) «на разработку новой методологии диалога и сотрудничества между наукой и религией в России», то есть, как раз, на секуляризацию и рационализацию нашего пока ещё здорового богословия. Вероятно, грантодателям нужно постепенно пересмотреть в нашей богословской науке вопросы о Сотворении мира, происхождении человека, об отношении к Священному Писанию, вплоть до вопроса о достоверности пришествия в мир Сына Божия. Перетрактовать вопросы веры с позиций психологии, философии, феноменологии, социологии, современного естествознания и прочего. 

Похоже, вложения в нашу российскую богословскую науку для США и Европы наиболее привлекательны – в России есть много желающих сотрудничать с Западом и использовать гранты. НОТА, вероятно, открывает новые горизонты и новые возможности.

А мы удивляемся, почему из московских вузов в регионы приезжают православные лекторы повышать квалификацию местных теологов с докладами об исихазме с позиций психологии или сравнительных межконфессиональных исследований. О религиозном обращении русских великих философов они могут рассказывать лишь как о материале для психологических исследований. Если темы их исследований будут сформулированы иначе, то не видать поездок за рубеж или своих статей в международных изданиях. Тогда как руководство ВУЗов требует соответствовать всем мировым стандартам.

Возникают внутренние вопросы – зачем Русской Православной Церкви, Церкви мучеников и Христовых свидетелей, освободившейся от уз и тисков антирелигиозной безбожной лжи, пропаганды и травли – вновь допускать эту пропаганду и травлю в обновлённом лукавом обличии на свои богословские кафедры и в духовные школы? Зачем допускать угрозу разрушения своей православной догматики и идентичности через западные тенденции рационалистической теологии и лукавой философии?

Почему глава церковного синодального отдела – внешнеполитического церковного ведомства (круг задач которого предельно понятен) активно присваивает себе роль в координации процессов преподавания теологии внутри России?

Формально ответ может быть такой – потому что у него с 2009 года есть ОЦАД – Общецерковная аспирантура и докторантура. Возникает следующий вопрос – почему глава внешнеполитического ведомства (круг задач которого предельно понятен) создал под себя и руководит Общецерковной аспирантурой, используя кадры и силы других научных и образовательных школ и учреждений в неопределённых целях? Ведь помимо ОВЦС в Русской Церкви есть целые синодальные отделы и комиссии по образованию, есть духовные академии, которые всегда и присваивали звания кандидатов и докторов богословия?

Вспомним недавнее прошлое – совмещали ли когда-нибудь главы ОВЦС руководство какими-либо учебными заведениями в РПЦ? Нет, митрополиты Николай (Ярушевич), Никодим (Ротов), Ювеналий (Поярков), Филарет (Вахромеев), Кирилл (Гундяев) – никогда ничем таким не руководили, так как образование всегда было в ведении других синодальных отделов.

Но если сегодня ситуация столь кардинально поменялась и Запад настолько нуждается в централизованном органе для внедрения своих стандартов и своей грантовой системы в православное богословие, что даже целый синодальный отдел меняет цель своей деятельности, то не пора ли Патриархии подумать о переименовании внешнеполитического ведомства из «ОВЦС» в «Отдел внешних связей и внутрицерковных инославных влияний»? Поскольку по всему видно, что вместо защиты интересов Церкви во внешнем мире, отдел давно защищает и продвигает интересы иного, внешнего для Православия мира.

Не от того ли наши внешние православные дела так из рук вон плохи, что те люди, которые должны способствовать межправославному единству и отстаивать догматическую и каноническую чистоту Православия (не только Московского патриархата, а всего Православия) занимаются всем чем угодно, но только не этим. А через учебные заведения способствуют помутнению догматического видения и сознания самих православных.

Украинский епископат давно уже не рассчитывает ни на ОВЦС, ни на митрополита Илариона, и сам ездит по Поместным Православным Церквам с целью разрешения проблемы раскола мирового Православия и обличения стамбульской ереси.

26 февраля 2020 года состоялась знаменательная встреча предстоятелей Православных церквей в Аммане. Почти в это же время, 28 февраля в ОЦАД шла презентация католическо-православного доклада-отчета на русском языке о деятельности неофициальной комиссии из 26 православных и католических учёных по поиску богословских и словесных путей адаптации догмата о примате Папы в православной среде («Служение общению: переосмысление связи между первенством и соборностью»). О докладе сообщил сайт новостей Ватикана. О каких успехах в Православии мы после этого можем мечтать?..

Не пора ли экуменистам открыто заявить, что они – экуменисты и у них свои специфические задачи? И тогда зарегистрироваться в Минюсте в качестве иноагентов. А православным самим решать проблемы межцерковных отношений и наведения канонического порядка в Православии.

Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Написать комментарий