Притечем к Живоносному Источнику Божией Матери!

Притечем к Живоносному Источнику Божией Матери!

Слово при воспоминаніи Живоноснаго Источника Богоматери

Жаждущіи, идите на воду (Ис. 55, 1).
Пресвятая и присноблаженная Матерь Бога Слова, Дѣва Марія, такъ высока по добродѣтелямъ, какъ лѣствица досязающая до неба, гдѣ сокрыто хранилище всѣхъ благъ; такъ обильна дарами благодати, какъ море, изъ коего текутъ рѣки и источники и орошаютъ всю землю. Праведно убо пѣснословится Она, и яко Лѣствица, возводящая на небо, и яко живоносный Источникъ. Она воистину есть живоносный, благодатный источникъ, не только потому, что при источникѣ водномъ многократно явлена чудная Ея помощь въ болѣзняхъ тѣлесныхъ и душевныхъ; но паче потому, что въ Ней обиталъ Господь Сынъ Божій, сей Божественный источникъ свѣта, жизни и блаженства, и, яко Сынъ Ея по плоти, полный благодати и истины, сокрылъ въ приснодѣвственномъ чревѣ Ея глубокій кладязь небесныхъ даровъ для всѣхъ земнородныхъ.

Она и нынѣ, яко Чадолюбивая Матерь рода христіанскаго, выну ходатайствуетъ предъ Богомъ о всѣхъ сынахъ и дщеряхъ христіанскаго міра, и, яко Матерь Всемогущаго, вся благопотребная душамъ, и тѣламъ ихъ подаетъ во время благопотребно. Она и нынѣ чудно являетъ Свою силу — и въ тѣхъ храмахъ, кои посвящены Ея имени, и чрезъ тѣ изображенія, на коихъ сохраняется любезное, свѣтлорадостное лице Ея, и при тѣхъ источникахъ, при коихъ съ вѣрою призывается Ея ходатайство ко Господу и заступленіе. Воспѣвая славное Христа Спасителя міра востаніе изъ мертвыхъ, Иже есть Божественный, высочайшій источникъ свѣта, жизни, славы и блаженства, не должны ли мы воспоминательно воспѣть и тѣ чудныя дѣйствія, кои явлены Богоматерію всему міру, а паче Святой, Православной Церкви?

Чувствуя немощи духа и тѣла, томясь жаждою небесной жизни, къ кому обращать должны — и руцѣ, и языкъ и сердце, если не къ Божественному источнику, Господу Іисусу? Къ кому притекать можемъ и должны, какъ не къ Заступницѣ рода христіанскаго, сему Богодарованному сосуду благодати, изъ него же течетъ не только вода очищенія, но и млеко благодатной жизни, и медъ небеснаго ученія, и вино духовнаго веселія? Такъ! тецыте, братіе, къ струямъ Живоноснаго Источника, тецыте и пійте туне — по благодати, пійте вси — и богатые и бѣдные, и безъ сребра и злата, вино и воду. Тецыте на воду: что это за вода, къ коей призываетъ насъ устами Пророка Св. Церковь? Кому она подается? Гдѣ Божественный, высочайшій, живоносный источникъ сея воды? И что потребно, дабы она была животворною для душъ и тѣлесъ нашихъ?

Чудная вода, которую и указуетъ и подаетъ намъ Матерь Бога Слова, Матерь рода христіанскаго! она питаетъ, напояетъ и веселитъ сердце; она и очищаетъ скверны душевныя, и врачуетъ недуги тѣлесные; она такъ сладка, что піющій ее вжаждется паки, и такъ сильна и удовлетворительна къ утоленію жажды безсмертнаго нашего духа, что піющій ее не вжаждетея во вѣки; она такъ тихо течетъ въ животъ вѣчный, какъ воды Силоамли, такъ непримѣтно падаетъ на душу, какъ роса на руно Гедеоново. Что это за живая, толико чудодѣйственная вода? Это вода благодатныхъ даровъ Духа Святаго: ибо обѣщано, что рѣки изъ сердца вѣрующаго истекутъ воды живы, а это обѣтованіе есть обѣтованіе благодати (Іоан. 7, 38-39). Что это за дары благодати? Это суть: духъ страха Божія, духъ познанія, духъ силы, духъ совѣта, духъ разумѣнія, духъ мудрости, Духъ Господень, или даръ благочестія и вдохновенія въ высшей степени (Ис. 2, 1. 3).

Кому подается благодатная сія вода? — жаждущимъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ, говоритъ Спаситель, и піетъ (Іоан. 7, 37). Жажда духа означаетъ сильное желаніе даровъ благодатныхъ и непреодолимое къ нимъ влеченіе. Чѣмъ выше благо чаемое, или искомое; тѣмъ и желаніе бываетъ пламеннѣе. Поелику же дары благодатные составляютъ высочайшее благо безсмертнаго нашего духа; то и желаніе оныхъ должно быть пламенное, живое, чистое, и стремленіе къ нимъ постоянное, непреодолимое, всецѣлое. Чѣмъ сильнѣе пламень объемлющій какое-либо зданіе; тѣмъ больше потребно воды для погашенія пламени. Чѣмъ сильнѣе жажда, томящая сердца праведниковъ; чѣмъ сильнѣе пламень страстей, попаляющій души грѣшниковъ: тѣмъ сильнѣйшее потребно дѣйствіе благодатной воды и для праведниковъ и для грѣшниковъ. Да притекаютъ убо всѣ къ живоносному источнику — и праведники и грѣшники: праведники — дабы утолить жажду безсмертнаго духа; грѣшники — дабы угасить пламень страстей, ихъ пожирающій. Съ желаніемъ чистымъ долженъ быть соединенъ и посильный подвигъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ къ источнику благодати, и да піетъ. Да пріидетъ: это подвигъ духовный и тѣлесный; да піетъ: это употребленіе даровъ Божіихъ святое, благополезное во освященіе души и здравіе тѣла.

Гдѣ божественный, высочайшій, живоносный источникъ, изъ коего ліются струи благодати? Не далекъ: Царствіе Божіе внутрь насъ есть (Лук. 17, 21). Гдѣ струи сего Божественнаго Источника текутъ? Недалеко — во Святой Православной Апостольской Церкви, яко святомъ градѣ Всевышняго, яко нерукотворенной скиніи, — въ христіанскихъ храмахъ, яко видимыхъ селеніяхъ невидимаго Бога и даровъ Его. Недалекъ, но глубокъ студенецъ Божественный: это любвеобильное сердце Іисусово, это Животворящій Духъ Христовъ. Широко устье сего студенца: это суть язвы Спасителевы, въ тѣлѣ Его копіемъ на крестѣ открытыя. Многочисленны протоки его: это суть молитвы Богоматери, Ея заступленіе и ходатайство предъ Богомъ. Таинственны стези его: это суть священныя Таинства, чрезъ кои, яко чрезъ трубы, изливается благодать съ небеси на землю. Изъ сего-то Божественнаго кладезя — изъ любвеобильнаго сердца Іисусова и Животворящаго Его Духа — истекли обильно рѣки благодати на землю чрезъ язвы Его, на крестѣ открытыя, и присно текутъ, по молитвенному ходатайству и заступленію Богоматери, въ Православной Церкви чрезъ священныя Таинства, совершаемыя строителями таинъ и слугами Божіими по чину священноначалія. Сіи источники воды живой, благодатной никогда не оскудѣваютъ, сколько бы ни почерпали изъ нихъ притекающіе, и сколько бы ни было притекающихъ. Они сильны наполнить небо сладостію — напоить веселіемъ Ангеловъ; сильны оросить всю землю — очистить грѣхи всѣхъ человѣковъ. Такъ многообильны рѣки благодатныи! Но, сколько ни многообильны рѣки благодати: онѣ напояютъ только мягкую землю — сердца, готовыя къ пріятію благодатныхъ впечатлѣній, а не горы каменистыя — души твердыя и упорныя. Сколько ни близки онѣ ко всѣмъ и каждому: онѣ безполезны для тѣхъ, кои или не хотятъ или не умѣютъ пользоваться дарами благодати, кои подобны празднымъ зрителямъ того, какъ текутъ рѣки сіи, а сами изъ нихъ не почерпаютъ ни одной капли и не утоляютъ жажды своей. Надобно убо притекать къ источникамъ Израилевымъ; надобно почерпать изъ нихъ капли благодати, и — утолять жажду духа, и очищать пятна души, и вратевать язвы сердца.

Что потребно, дабы благодатныя воды были благотворны для душъ и тѣлесъ нашихъ? Потребны: вѣра живая, коею пріемлется благодать Духа Святаго; любовь чистая, коею оплодотворяется сѣмя жизни и развивается въ святой дѣятельности; сердце нерастлѣнное, яко сосудъ, гдѣ хранится сокровище благодати; житіе нескверное, яко благословенный плодъ благодати; наконецъ молитвенное ходатайство Богоматери о насъ ко Господу и милостивое Ея заступленіе. Поелику же дары Божіи надобно возгрѣвать, или умножать куплею духовною: то надобно призвать въ помощь молитву, трудъ, бдѣніе, кои должны послужить и дѣтоводителями къ благодати, и хранителями оной, подъ молитвенною сѣнію Богоматери.

Блаженны мы, братіе! близь насъ источники воды живой, благодатной: близки ли души наши къ нимъ? имѣемъ ли мы святую жажду — сильное желаніе даровъ благодатныхъ? притекаемъ ли радостно къ источникамъ Израилевымъ? Напаяемъ ли души чистыми струями благодати? имѣемъ ли, чѣмъ почерпать, и — гдѣ хранить должно воду благодатную, то есть, имѣемъ ли вѣру живую въ Господа Іисуса? имѣемъ ли чистое сердце, согрѣтое любовію? знаемъ ли, чѣмъ привлекаются струи благодати на землю, и кѣмъ теченіе ихъ направляется къ человѣкамъ? Когда благоволитъ Господь подать нѣкія капли, сладкайшія паче меда сотоваго: то море страстей, кипящее въ душахъ и тѣлахъ нашихъ, не поглощаетъ ли сіи драгоцѣнныя капли, коими души наши должны оживляться и услаждаться?

Христе Спасителю! мы мрачны, немощны, нечисты, хладны, мертвы, по духу: къ Тебѣ, Божественный источниче свѣта, жизни и блаженства, притекаемъ съ вѣрою и любовію, и вѣчно притекать будемъ. Осѣняемые благодатію Богоматери, къ Тебѣ взываемъ и вѣчно взывать будемъ: силою воскресенія Твоего изъ мертвыхъ, изливай выну, отъ любвеобильнаго Духа Твоего, живоносныя струи Твоея благодати, для утоленія жажды духа нашего; сердце чисто созидай въ насъ и духъ правой вѣры обновляй въ насъ Крестомъ Твоимъ. Да будутъ дары Твоея благости драгоцѣннымъ залогомъ несомнѣннаго нашего упованія, которое возлагаемъ на Твою всесильную помощь, и среди волненій жизни, и среди ужасовъ смерти! Аминь.

Архіеп. Иліодоръ (Чистяковъ) († 1861 г.)

Источникъ: Слова и бесѣды, произнесенныя къ Курской паствѣ, Иліодоромъ, Архіепископомъ Курскимъ и Бѣлоградскимъ. — Изданіе второе, съ прибавленіемъ воскресныхъ бесѣдъ. — СПб.: Въ типографіи Экспедиціи заготовленія Государственныхъ бумагъ, 1844. — С 104-111.

Написать комментарий