Христианская любовь или альтруизм?

Христианская любовь или альтруизм?

Давайте обратимся к важнейшей теме, которую озвучил Русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров в своей книге «Личность, общество и Церковь» (1911). Она заключается в противопоставлении христианской любви общественному альтруизму.  

Известно, что христианская любовь выше закона, правды и справедливости. Она терпелива, милостива, сострадательна. Примером любви, а следовательно, и идеалом поведения для человека является Господь наш Иисус Христос. Именно с Его жизнеописанием, с Евангелием следует сверять все свои поступки и порывы души, чтобы воспитывать в себе истинную любовь и делиться ею с окружающими. 
 
Однако понятие христианской любви скорее относится к сфере опыта, не является научным и выходит за рамки научных концепций о человеке и обществе. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, – и на место такого сложного и многогранного понятия, как христианская любовь, приходит другое, более научное понятие, а именно, альтруизм.  

Альтруизм – это безкорыстное стремление человека совершать поступки в пользу других людей. Термин ввел французский философ, родоначальник позитивизма и основатель социологии Огюст Конт. Кажется, что данный термин вполне отражает нерациональное для человека стремление безвозмездно помогать окружающим людям. Более того, альтруизм, по концепции Конта, противоположен эгоизму людей, а следовательно, является положительной чертой человека и позитивным явлением общественной жизни. 

Однако Русский мыслитель Л.А. Тихомиров очень настороженно относится к феномену альтруизма, так как он противопоставляется понятию христианской любви и подменяет его. Если мы знаем, что достижение христианской любви практически невозможно, но каждый человек по мере своих сил пытается в своей жизни прочувствовать эту линию поведения и искренним расположением сердца воплотить ее в жизнь, то альтруистичный поступок вполне реален, однако он может и не иметь в своей основе мотива христианской любви.  

Так что же такое альтруизм, и почему это явление не столь позитивно, как его принято описывать? Л.А. Тихомиров объясняет это тем, что альтруист в своих действиях упраздняет личное начало, а на его место ставит коллективное. Личные привязанности человека заменяются общественными, внешними. В альтруизме любовь к Богу и ближнему заменяется любовью к обществу и к несуществующему в реальности среднестатистическому человеку. Любовь становится не христианской, а гуманистической. Направление сочувствия человека искажается: несмотря на внешние проявления помощи друг другу, люди остаются чужими, все больше отдаляются друг от друга и от ближних своих. При этом не происходит понимания опасности подобного отчуждения людей, так как альтруизм выдается за позитивное явление, и люди по наитию начинают заменять им чувство христианской любви. 

Православие учит человека любить ближнего своего безотносительно к его социальному положению, общественной позиции, к тому, кем он является, как он себя чувствует, как себя ведет. Следует проявлять сочувствие к конкретным людям: родителям, родственникам, друзьям, к встретившимся на пути людям… и даже к врагам. При этом нормы отношения ко всем людям одинаковы, – во всех людях нужно уметь видеть образ Божий, Божию искру. Лучше всего это прочувствовал и показал великий Русский писатель Федор Михайлович Достоевский, описывающий в своих произведениях жизненные пути и духовные драмы студентов-революционеров, преступников, каторжников и других заблудших людей, которые все равно носили в себе образ Божий и имели возможности к исправлению. При этом Достоевский жарко нападал на заблуждения героев, их грехи, но жалел самих заблудших, умел понимать их несчастье и указывать им выход на другую дорогу. <…> Более того, истинный православный человек является в высшей степени реалистом, так как он не тешит себя надеждой на построение рая на земле, а принимает эту жизнь как данность, по возможности улучшая ее вокруг себя, трудясь во спасение своей души и добровольно, искренне, путем жертвы и самостеснения стараясь помочь ближним. 

Что касается альтруизма, то, по мнению Тихомирова, альтруист, будучи окрылен мечтой об улучшении социальной жизни, ценит не самого человека, а его роль в социальном процессе, роль орудия развития человечества. То есть в своих взаимоотношениях с миром он проявляет сочувствие к обществу в его обобщенном виде, а объектом своей любви выбирает некоего среднестатистического идеализированного человека. Помогая каким-либо социальным проектам, группам, отдельным людям, он часто не чувствует искренней любви, привязанности и личной ответственности. Сердце его далеко отстоит от дел милосердия. Проявив безкорыстную помощь, альтруист хвалит себя, выставляет себя социальным героем и призывает окружающих подражать ему в действиях. 

Однако вскоре такой подход к жизни и взаимопомощи заставляет или отчаяться в попытках сделать мир лучше, так как история показывает невозможность воплощения подобных намерений в реальность; или же ожесточиться на окружающую действительность и на людей вокруг, так как они не отвечают идеальным представлениям альтруиста об устройстве мира и общества. В первом случае альтруист перестает быть альтруистом и уже не стремится изменить действительность. Во втором случае он становится более напористым, устремленным и переходит в тип революционный, характеризующийся желанием быстрого и насильственного общественного переворота ради своей утопичной мечты. 

По мнению Тихомирова, появление таких революционных деятелей становится для общества опасным. Невоплощенные мечты об идеальном общественном устройстве и недовольство настоящим порождают стремление к разрушению существующих общественно-политических форм, тягу к непрерывным изменениям основ общества. Л.А. Тихомиров пишет, что неудовлетворенность новыми построениями есть болезненное и ненормальное состояние для человека. Не выстроив устойчивых взаимоотношений с ближними, не поняв до конца всю сложность человеческой природы и общественного устройства, революционеры стремятся к разрушению старой традиционной системы ради созидания новой. Однако ничего, кроме безпрерывной ломки, лихорадочной и ненормальной деятельности <…> общество не получает. Подобный характер творчества совершенно безплодно истощает общественные силы – при том, что ничего существенно нового не создается. 

И здесь мы опять возвращаемся к христианской идее развития общества. Словами преподобного Серафима Саровского она звучит так: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Стяжать дух значит стяжать любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). В отношении к труду и поведению в обществе советы могут быть теми же. Именно такой подход позволяет развиваться эволюционно, путем мирного, терпеливого, ответственного, любовного делания.  

Общество есть кооперация отдельных личностей, хранилище знаний, опыта и материалов. Общественной гармонией становится та ситуация, где каждая личность занимает свое место, наиболее точно отвечающее ее свойствам, ее дарованиям. Апостол Павел писал: Все сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, что ему угодно (1 Кор. 12, 11). Иными словами, каждый человек является носителем какого-то дара, таланта, и нужно служить друг другу тем даром, который Бог дал тебе. А если дар этот пока еще не нашелся, или расположение к нему еще не ощущается в жизни, следует делать то, что требуется в конкретное время и в конкретном месте, по мере сил и возможностей. <…> Л.А. Тихомиров пишет: «…чтобы раскрыться, следует развиваться…», а развитие возможно только в обществе, где личность имеет здравый взгляд на мир, принимает ответственность за свое отношение к ближним, и через мирный труд капля по капле строит свой дом, общественную систему и государственную жизнь. 

Социолог Анита Поплавская

Написать комментарий