СВЯТИТЕЛЬ-КНИЖНИК

СВЯТИТЕЛЬ-КНИЖНИК

Житие свт. Григория митрополита Унгро-Влахийского. Святитель Григорий IV (Даскэл) митрополит Унгро-Влахийский, родился в 1765 г. в Бухаресте и носил по крещении имя Георгий. В бухарестской Академии св. Саввы будущий святитель изучал греческий и латинский языки и богословие.

Около 1790 г. Георгий вместе с 2 выпускниками академии – Геронтием и Дорофеем – поступил в Нямецкий монастырь, где старец св. Паисий (Величковский) постриг послушника в монашество с именем Григорий. Вскоре новопостриженный был рукоположен во диакона и вместе с Геронтием приступил к переводу с греческого языка на румынский учительных книг. Некоторое время они совместно трудились в Нямецком монастыре, затем переехали в Бухарест. Здесь, в митрополичьей типографии, по благословению митр. Унгро-Влахийского Досифея (Филитти) были напечатаны переведенные ими «Книга полезная для души» (1799) и «Кириакодромион» архиеп. Астраханского Никифора (Феотоки) (1801). Последняя неоднократно переиздавалась (в 1839 в Бузэу, в 1840-1841 в Яссах, в 1857 в Бухаресте и др.). Помимо переводов Григорий был поставлен заведовать библиотекой Митрополии.

В 1802 г. оба инока возвратились в Нямецкий монастырь, и митр. Молдавский Вениамин (Костаки) поручил им перевод новых книг, которые были отпечатаны в митрополичьей типографии в Яссах: «Некоторые богословские вопросы и ответы» свт. Афанасия (1803), «Толкования Феофилакта, архиепископа Болгарии, к четырем Евангелиям, с добавлениями Евфимия Зигабена» (1805; использовалась в качестве учебника догматики в Сокольской ДС), «Подробное изъяснение православной веры свт. Иоанна Дамаскина» (1806).

Русско-турецкая война 1806-1812 гг. прервала деятельность монахов-книжников. Осенью 1812 г. Григорий и Геронтий вместе с духовником Каллиником из монастыря Секу совершили паломничество на Св. Гору Афон. На обратном пути близ Филиппополя на них напали грабители, Геронтий скончался под пытками. По возвращении Григорий продолжил труды по переводу и изданию духовной литературы в типографии Нямецкого монастыря, основанной митр. Вениамином, в частности им были опубликованы «Разговоры с самим собой» (1814), перевод греч. варианта труда блж. Августина «Soliloquia» и «Краткое толкование... на антифоны 8 гласов» средневекового греческого богослова Никифора Каллиста Ксанфопула (1817). По просьбе нямецких иноков Григорий написал «Житие преподобного отца нашего старца Паисия» (вошло в «Собрание слов...». 1817).

После 1817 г. Г. перешел в монастырь Антим, затем в монастырь Кэлдэрушани, где им были подготовлены новые переводы, опубликованные в бухарестской типографии: «Шесть слов к священству свт. Иоанна Златоуста...» (1820) и «Слово к священству» свт. Григория Богослова (1821).

4 января 1823 г. на заседании Гос. совета из 3 кандидатур, предложенных на митрополичью кафедру, господарь Григоре Гика утвердил кандидатуру Григория, бывшего в сане иеродиакона. Предание утверждает, что, будучи вызван в Бухарест, Григорий пешком преодолел весь путь от монастыря Кэлдэрушани до столицы. 9 января он был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита, 10 января хиротонисан во епископа. 11 января 1823 г. состоялась интронизация Григория в митрополита Унгро-Влахийского.

Одной из первых забот архипастыря было замещение вакантных кафедр: им были поставлены епископы для епархий Арджеша, Рымника и Бузэу. Владыка Григорий разрешил финансовые проблемы митрополии, обремененной большими долгами, доставшимися в наследство от предыдущих предстоятелей. Принял необходимые меры для укрепления духовной и хозяйственной дисциплины в монастырях, преклоненных св. местам Востока, настоятелями которых были греки. Проявил особое внимание к нуждам приходских священников и диаконов. Упорядочил взимание с них различных налогов и уменьшил их количество, пресекая злоупотребления и незаконные поборы со стороны благочинных, оказывал материальную поддержку вдовам и детям священников. Был главным попечителем румынских школ в Валашском княжестве, подготовил открытие епархиальных духовных семинарий (после его кончины ДС открылись в 1836 в Бухаресте, Бузэу и Арджеше; в 1837 – в Рымнике). Владыка Григорий продолжил книгоиздательскую деятельность: переводы «Слов...» свт. Иоанна Кассиана Римлянина (1825), святителей Василия Великого, Григория Богослова (1826), Иоанна Златоуста (1827) и др. В 1828 г. в Бухаресте при содействии архипастыря было отпечатано Четвероевангелие на болгарском языке.

В 1828 г. в ходе русско-турецкой войны Дунайские княжества были заняты русскими войсками. Вследствие проявившихся разногласий между святителем Григорием и русской администрацией – митрополит выступил против обложения священников и народа дополнительными налогами – он был в январе 1829 г. смещен с кафедры и отправлен в Кишинёв. Митрополию временно было поручено возглавить митр. Рымникскому Неофиту. В декабре 1831 г. владыке Григорию было разрешено вернуться на кафедру, но, прибыв в феврале 1832 г. в Бузэу, он был вынужден задержаться здесь более чем на год. Святитель за это время основал типографию и издал несколько переводов, сделанных им в Кишинёве, из трудов свт. Иоанна Златоуста и др. Книги митрополит раздаривал священникам и мiрянам. В апреле 1833 г. владыка Григорий оставил Бузэу, направившись в монастырь Кэлдэрушани. В августе того же года вернулся на кафедру.

По возвращении престарелый и больной митрополит вновь занялся устроением церковной жизни. Его проекты предусматривали, в частности, создание новых монастырей и епархиальных семинарий, поставление священника для каждого села или хутора (при наличии в селе более 50 дворов – 2 священников), освобождение их от барщины. Незадолго до смерти владыки Григория в монастыре Кэлдэрушани начали переиздавать Жития святых в 12 т. на основании первого издания, появившегося в Нямецком мон-ре (Vietile Sfintilor. 1807-1815); при жизни владыки вышли 2 тома.

21 мая 2006 г. святой был причислен канонизирован. Его мощи положены в монастыре Кэлдэрушани.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий