ИМ ДАНА БЛАГОДАТЬ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ... Память Мучеников Благоверных Князей Бориса и Глеба

ИМ ДАНА БЛАГОДАТЬ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ... Память Мучеников Благоверных Князей Бориса и Глеба

У великого князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно – славянское, другое – христианское. Сыновья великого князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена – Роман и Давид. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение.

 Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, – Муром.

 

В 1015 г. князь Борис приехал к отцу и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить.

 

Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина – 8000 человек, которые были с ним, – хотят видеть великим  князем  его – Бориса. Воины сказали ему: «Иди и сядь на великокняжеском престоле, ибо все войско у тебя!» Князь Борис знал, что ему грозит смерть, но он был христианином и хотел поступить по Евангелию. И он ответил воинам: «Не подниму руку на брата своего, да еще старшего, которого мне следует почитать за отца!» Тогда воины поняли, что защищаться он не будет, и все разошлись, и князь Борис остался один с немногими отроками (приближенными слугами). Одного из них он послал к Святополку и велел сказать ему: «Ты будь мне отцом, ты – брат мне старший!» Но Святополк уже послал к нему из Вышгорода убийц. Отрока он удержал у себя. Был вечер субботы. Борису дали знать, что его хотят убить. В сильной печали вошел князь в шатер и велел служить вечерню. Ночью пришли убийцы и обступили шатер. В это время священник пел утреню, а Борис читал шестопсалмие. Что убийцы пришли, он знал и не прерывал чтения. А убийцы стояли и слушали. Утреня окончилась. Князь Борис обратился к образу Спасителя и сказал: «Сподоби меня принять страдание это не от врагов, а от моего брата. Не поставь ему, Господи, сего в вину!» И, сказав это, он лег на постель. Тогда в шатер ворвались убийцы и пронзили его копьями. С ними вместе убили они и верного отрока его Георгия, пытавшегося защитить его своим телом.

 

 Раненый князь выбежал из шатра. Убийцы окружили его, и он обратился к Богу с последней молитвой: «Ты, Господи, виждь и рассуди меня с братом моим, не поставь ему в вину греха сего и приими с миром душу мою!» И, сказав это, обратился к убийцам: «Братья, приступите и окончите поведенное вам!» Тогда они завернули его, истекавшего кровью, в шатер, положили на повозку и повезли. Но, узнав, что брат его еще жив, Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце св. князя мечами.

 

Было это 24 июля 1015 г. Тогда Святополк послал сказать князю Глебу: «Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!» Глеб, всегда послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Около Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата его – князя Ярослава новгородского, предупрежденного сестрой их княжной Предиславой. «Не ходи, – писала она ему, – отец твой умер, а брат убит Святополком». – «Увы мне, – воскликнул князь Глеб со слезами, – лучше мне было бы умереть с братом, чем жить в этом обманчивом  свете! Если ты получишь дерзновение у Бога, помолись обо мне, чтобы и я принял ту же смерть.»

 

 Показались убийцы, посланные Святополком! Их было много. Долго гнались они за князем Глебом на лодках. Когда они приблизились, св. Глеб упросил своих спутников не браться за оружие и высадиться на берег. Сам остался посреди реки с отроками. Враги захватили его лодку. Свирепый Горясер велел повару святого зарезать господина своего, угрожая ему смертью. Повар вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло блаженному, подобно незлобивому агнцу. Было это 5 сентября 1015 г.

 

Тело закланного князя было брошено в пустынном месте. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. Но пока князь Ярослав не победил Святополка, и тот не погиб, никто не смел искать тела святых князей.

 

 Наконец в 1019 г. великим князем стал Ярослав Мудрый и прежде всего стал их искать. Могилу св. Бориса ему сейчас же указали в Вышгороде, около церкви Св. Василия, а где тело св. Глеба – не знал никто. Наконец услышал Ярослав о чудесных знамениях около Смоленска и сейчас же послал туда священников. Охотники указали, где искать святые мощи. Князь Глеб лежал как живой, и дикие звери не тронули его. Погребли его в одной могиле со св. Борисом.

 

Чудеса и исцеления


Вскоре церковь Св. Василия сгорела, и надо было переносить тела святых страстотерпцев в другое место. Тогда обнаружилось их нетление, и начались чудеса и исцеления.

 

Так, они явились хромому сыну садовника и исцелили его, причем перед ними убиенный отрок Георгий нес зажженную свечу. Являлись они всегда вместе, в виде молодых вооруженных воинов в воинских доспехах.

 

 Один слепой молился об исцелении св. великомученику Георгию в его киевском храме. Ночью св. Георгий явился ему и сказал: «Иди к святым Борису и Глебу. Им дана благодать в земле Русской прощать и исцелять всякие муки и недуги!» Слепой прозрел после нескольких дней молитвы святым мученикам Борису и Глебу.

 

Замечательное исцеление произошло в Минском княжестве: престарелый инок Мартин был болен грыжей. Когда он лежал в своей келье, одинокий и беспомощный, к нему вошли два молодых витязя в воинских доспехах. «Что ты, старец, болеешь?» – спросили они его. «Некому дать мне пить», – ответил он. Тогда младший из них взял ведро и принес воды, а старший зачерпнул ее ковшом и напоил больного. «Кто вы, господа мои?» – спросил он. Они ответили: «Мы – братья Ярославовы!» И стали невидимы. Старец встал здоровым.

 

Одна подневольная женщина была принуждена своей госпожой работать в день святителя Николая, и у нее отсохла рука. Она провела у мощей их целую ночь в молитве. И утром во время литургии, перед самым чтением Апостола, она получила исцеление.

 

Прославление


Прославление святых Бориса и Глеба и перенесение их мощей состоялось только 24 июля 1078 г.  в день убиения святого Бориса, уже после кончины Ярослава Мудрого. Совершал его митрополит Георгий в присутствии трех сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава и Всеволода.

 

Сначала перенесли мощи святого Бориса и переложили их в новую раку, причем вся церковь наполнилась благоуханием. Это привело в ужас митрополита Георгия, долго противившегося прославлению князей страстотерпцев. Рака святого Глеба остановилась в церковных дверях, и ее никак не могли внести в церковь, пока митрополит не прочитал молитву, а князья и народ долго пели: «Господи, помилуй!» Князь Святослав приложил руку святого Глеба к ране, бывшей у него на шее, и рана исцелилась, а в волосах его остался ноготь святого, который Святослав принял, как великий дар.

 

 Второе перенесение мощей святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышгорода в Киев, в церковь, посвященную их имени, произошло при вел. Князе Владимире Мономахе (1113-1125) и празднуется 2 мая.     

 

Все цари и князья русские считали святых Бориса и Глеба своими покровителями и заступниками земли Русской. Святые мощи их исчезли бесследно во время татарского нашествия в 1240 г.

 

Святые князья были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами.

 

Жития святых Дмитрия Ростовского

Написать комментарий