ПОКОРИВШИЙ СЕБЯ ВОЗДЕРЖАНИЕМ

ПОКОРИВШИЙ СЕБЯ ВОЗДЕРЖАНИЕМ

Житие преподобного отца нашего Дия. Родиной преподобного Дия была Антиохия Сирийская; он происходил от христианских родителей, бы воспитан в благочестии, с юности стал совершать постнический подвиг, наставленный боговдохновенными мужами на добродетельную иноческую жизнь, много боролся с невидимым врагом – диаволом и с более близким врагом, с собственною плотью, вводящею душу в соблазн.

 

И вселилась в него благодать Божия: он стал человеком сильным и в деле и в слове, – творил чудеса, многих наставлял на спасение и славился через него Отец небесный.

 

Он прожил довольно долго в Антиохии, потом Бог повелел ему в видении идти в Константинополь, чтобы принести людям еще больше пользы. Сначала он не поверил видению и боялся, нет ли тут какой-нибудь козни от диавола, ибо знал, что и диавол может преобразить себя в ангела света (2Кор.11:14). Но когда во второй раз было ему это же Господне явление и повеление, а кроме того ему был показан и самый город тот, в котором он никогда не был, тогда он повиновался воле, делающего всё на пользу, Бога и, оставив Антиохию, прибыл в Царьград.

 

Ходя не только по городу, но и по окрестностям, он нашел одно пустынное место за городом, на котором находились древние языческие могилы и жило много бесов; прохожие очень боялись этого места из-за бесовских привидений и ужасов; но ему понравилось это место, и, вооружившись силою крестною и молитвою, словно оружием, против бесов, он поселился там, построив себе маленькую хижинку. Призывая страшное для бесов имя Христово, прп. Дий мужественно сопротивлялся им.

 

Желая узнать, благословляет ли Господь его жить на этом месте, он помолился об этом три раза Единому в Троице Богу и, взяв свой сухой посох, воткнул его в землю со словами: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! если этот посох произрастет здесь и пустит корни, то и я останусь здесь». Бог же, исполняющий желание боящихся Его и принимающий их молитвы, услышал молитву угодника Своего и исполнил его просьбу: сухой посох Он оживил влагой; и принялся посох, пустил корни, выросли у него ветви, и начал он понемногу расти, пока в течение нескольких лет не вырос в большой дуб, который и впоследствии, после смерти преподобного, стоял не одну сотню лет, но много, пока процветало правоверие в Христианстве.

 

Окрестные жители, увидев, что старец поселился на таком страшном месте, мимо которого и проходить опасно, сначала удивлялись, а потом начали приходить к нему. Увидев, что у него нет ничего в келье, стали приносить ему необходимое, а он поучал приходивших к нему пути спасения и пользовал их боговдохновенными словами, а тем, что ему приносили, угощал приносящих, а также кормил нищих и проходящих странников. Особенно пронеслась о нем слава, когда по благодати Божией, жившей в нем, он начал исцелять людские болезни, и стало стекаться к нему множество больных.

 

В то время царствовал благочестивый и христолюбивый царь Феодосий Младший (408–450 гг.), внук Феодосия Великого. Услыхав о прп. Дии, он сам посещал его. Царь устроил на месте произрастания посоха в дерево обитель для руководства святого. Святейший патриарх того времени Аттик уговорил прп. Дия принять священнический сан. Таким образом угодник Божий прославился как мудрый пастырь братии.

 

В обители не хватало воды, так как место то было безводное, и воду носили издалека. Поэтому братия просили игумена позволить выкопать там колодезь. Святой согласился; долго копали, но воды всё не было: место было холмистое и каменистое. Тогда пришел прп. Дий к месту работы и, взяв заступ, велел опустить себя в колодезь; на половине ямы он ударил заступом три раза в земляную стену, произнося имя Пресвятой Троицы; и тотчас оттуда вышел обильный источник.

 

Один из рабочих, стоя наверху и видя, что вода течет из земляной стены, не поверил и сказал другому тайно, что старец волшебством каким-нибудь сделал так, что потекла вода: ибо он помышлял про себя, – как это можно, чтоб на самом дне на нашлось воды, и вдруг вверху из стен она потекла так обильно? При этих словах его внезапно постиг суд Божий: он поскользнулся, упал в воду и утонул. Узнав об этом, его жена прибежала быстро, громко рыдая, и начала кричать на преподобного и упрекать его за случившееся с мужем. Прп. Дий лишь сказал: «Подожди немного, женщина, надейся и возьмешь отсюда своего мужа!» Безумная стала браниться и даже покушалась на святого. Тогда братия вступились, схватили ее и выгнали за монастырские ворота. А святой сказал братии: «Оставьте ее, это не она оскорбляет нас, а бес, который ее научает и который скоро будет посрамлен помогающей нам благодатью Божией».

 

Найдя утонувшего человека, прп. Дий воскресил его. Всех объял страх от этого чуда. Жена же вместе с мужем ушла домой. На дороге, не дошедши до дому, внезапно у ее только воскрешенного мужа подкосились колени, он упал на землю и снова умер. Увидев это, жена затрепетала от ужаса: она боялась, как бы и ее Бог не наказал Своим гневом. Она возвратилась в монастырь с плачем и рыданием, бросилась в ноги преподобному и просила прощения: «Честный отец! Моего мужа, которого Бог воскресил по твоим молитвам, Он опять умертвил за грехи мои!» И всех объял еще больший страх от дивных и неведомых судеб Божиих. А преподобный уговорил женщину остальную жизнь проводить в покаянии, оплакивать свои грехи, а братию послал с приказанием предать ее мужа обычным образом погребению.

 

Преподобный Дий сотворил много и других чудес силою и содействием Всесильного Бога. Чудотворец жил долго; уже в глубокой старости он заболел и был при смерти; созвав братию, поучал ее и, причастившись Божественных Тайн сделался словно мертвый, без движения, не дыша. Все стали оплакивать его и готовиться к погребению. Прибыл и святейший патриарх константинопольский Аттик и случайно бывший тогда в городе патриарх Антиохийский Александр, собралось много и других именитых лиц духовных и светских. Святой же, словно проснувшись и встав с постели здоровый, сказал: «Бог мне дал еще пятнадцать лет жизни».

 

Прожив данные ему Богом 15 лет в обычных постнических трудах, пользуя души многих и являясь светом миру, он приблизился к концу своей земной жизни. Однажды он вошел в церковь помолиться в святой алтарь и увидел светлого мужа в священнических ризах, сказавшего ему о скором переходе святого в жизнь нескончаемую.

 

Преподобный Дий созвал братию, обратился к ней с последним поучительным словом и относительно своего погребения завещал не позволять, если кто захочет (а такое желание последовало по кончине святого у царя и патриарха), брать его тело в город, но похоронить в своем монастыре. Потом, приготовив всё нужное к своей доброй христианской кончине, помолившись довольно о всех и о себе самом и простившись со всеми в последний раз, он увидел перед собою Ангела Божия и отдал ему с радостью свою честную душу (ок. 430 г.).

 

По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Написать комментарий