УЧИТЕЛЬНИЦЫ

УЧИТЕЛЬНИЦЫ

Рассказ священника. Пригласили в сельскую школу. Долго не решались, а потом вдруг и пригласили: эпидемия гриппа началась, и учителей не хватало. Пришел я в старое двухэтажное здание, строенное, похоже, еще до того, как люди повели свое родословие от обезьяны, и узнал много нового и неожиданного. Во-первых, обнаружилось, что старшеклассники читают еле-еле, словно толстовский Филиппок, - по складам.

- Чему вы удивляетесь? - спросили учительницы. - Дети давно уже книжек не раскрывают - теперь с утра до вечера телевизор да магнитофон...

Во-вторых, меня попросили «не напрягаться насчет души, поскольку всем цивилизованным людям известно, что человек - сумма клеток и ничего более». Заодно учительница биологии объяснила теорию эволюции: «Один побежал - стал зайцем, другой пополз - стал змеей, третий замахал передними конечностями - и полетел, четвертый поднялся на задние лапы - стал человеком... Но вообще - все животные вышли из воды: это надо запомнить...» По поводу происхождения видов я даже не возражал: ну, такое вероисповедание у людей, что тут поделаешь!

А с водой какая-то неурядица получилась:
— Как же, - спрашиваю, - крокодилы там разные, черепахи? Древние животные, а рождаются на земле и только потом лезут в воду...
— Вы, - говорит, - что: биолог?
— Нет.
— Тогда не задавайте псевдонаучных вопросов.

Я больше и не задавал.

Учительница истории сообщила, что Советский Союз участвовал во Второй мировой войне на стороне великой Америки, которая разгромила фашистов - оказывается, так теперь принято трактовать памятные события. Завуч, в соответствии с последними рекомендациями министерства, предложила рассказать, кто я по астрологическому календарю, кто - по восточному, кем был в «прежней жизни» и что-ожидает меня в жизни будущей... Этих тоже не о чем было спрашивать.

Определили мне: занимать «окна» - уроки, на которых учительниц по какой-то причине не было. А причин таких на селе много: и уборка картошки, и ягнение козы, и приобретение поросенка, и заготовка клюквы с брусникой, и, понятное дело, хвори... Иной раз «окна» растягивались на целый день.

Однажды, в конце такого дня, директриса полюбопытствовала, чем занимал я урок истории, темой которого было Смутное время? Отвечаю, что рассказывал о Смутном времени, о Патриархе Ермогене, который отказался помазывать на престол польского королевича, о том, как оборонялась Троице-Сергиева лавра, как ее келарь Авраамий Палицын плавал туда-сюда через Москва-реку, замиряя противоборствующие русские полки…

- А на уроке физики: «Подъемная сила»?
Про подъемную силу я, конечно, рассказал, а заодно - про авиаконструктора Сикорского и его богословские работы.

- А на уроке литературы: «Снежная королева»?
- Эта сказка, - говорю, - христианская по своему духу, так что мы никуда не уклонялись, а беседовали о добре, любви, самопожертвовании...

Историю и физику мне простили, поскольку я просто «ввел дополнительную информацию», что методическими указаниями не запрещается, а с литературой вышла беда. Приглашают на педсовет: «В каких, - спрашивают, - методичках написано насчет христианского духа сказки «Снежная королева»?
— Это, - отвечаю, - и так видно, невооруженным глазом.

А они пристали: подавай им методичку - без методички никак нельзя! И отстранили меня от занятий!

Вспомнились мне тогда слова апостола Павла: “А учить жене не позволяю... Ибо прежде создан Адам, а потом Ева”. Апостол говорит здесь об изначальной зависимости женщины, - вот и ждут они указаний. Само по себе это нисколько не страшно, вполне естественно и целесообразно, но когда ожидание «методичек» из поколения в поколение прививается мальчикам... Боярских детей поди в семилетнем возрасте отнимали от мамок и нянек и передавали в войско, где начиналось мужское воспитание: вот и вырастали великие полководцы - спасители Отечества. Да и просто - нормальные мужчины, готовые самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, ведь именно ответственность, пожалуй, и является главным отличительным качеством мужчины. А то дожили: военные министры один за другим жалуются, что армию разоряют, - и что делать в таковом случае, они не ведают: указаний ждут...

Хорошо еще, литературная учительница после нескольких дней раздумий отыскала исчерпывающее объяснение моим рассуждениям:
- А ведь Андерсена и зовут-то Ганс Христиан! - И на следующем педсовете решено было снять с меня суровую епитимью.

О. Александр Шипов

Сборник рассказов «Отказываться не вправе»

Написать комментарий