УСТОЯТЬ В СПАСИТЕЛЬНОМ ПРАВОСЛАВИИ

УСТОЯТЬ В СПАСИТЕЛЬНОМ ПРАВОСЛАВИИ

Интервью с отцом Александром (Сергеевым). Великий Оптинский Старец прп. Анатолий Младший в письме к своему духовному сыну пророчески вещал о нашем времени: «Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие. И вот, вследствие оскудения благочестия, появятся в Церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От того ереси распространятся всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать преданное Святыми Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении».

Указуя путь ко спасению в это время, Преподобный советует прежде всего заботиться о твердом стоянии в Православной вере. «Сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа (См.: Мф.10:32)». Руководствуясь этим наставлением преподобного Анатолия, многие православные христиане в основу своей духовной жизни положили твердое, ревностное стояние в Православии. Но нам часто не хватает духовного опыта, чтобы осуществить этот старческий завет в своей жизни. Поэтому мы решили побеседовать на эту тему с отцом Александром Сергеевым.

– Отец Александр, что значит «стоять в вере»?

Стоять в вере, или твердо стоять в Православии, означает хорошо изучить свою веру и всеми силами держаться за ее истины, не позволяя лжеучителям разуверить себя и своих ближних в ее правоте. Святитель Феофан Затворник пишет: «Если честь хранения Истины вверена самой Церкви, т.е. всем членам ее, – сила же к такому сохранению сокрыта в единомыслии живом, то очевидно, что всякий, по мере способов и сил, должен войти в это единомыслие и потом держать себя в нем, – узнать эти всюду всеми всегда содержимые истины и хранить их».

А как быть человеку, который не имеет богословского образования? Как ему стоять в вере?

– Такому человеку в чем-то проще. Потому что студентам духовных школ порой труднее сохранить веру, чем простым прихожанам храмов. Семинаристы или академисты сейчас часто вынуждены заниматься самообразованием. А что мешает углублять свои знания остальным верующим? Ведь это обязанность каждого христианина.

«Странный ходит у нас предрассудок, – пишет святитель Феофан, – что как скоро мiрянин, то ему нет нужды утруждать себя полным знанием Христианской Истины, – стыдятся взяться за этот труд, стыдятся заявить сие знание, если имеют его, и тем более заступиться за него. И расширяется у нас таким образом область лжи и царство отца ее».

Более того, по строгому суждению Святителя, не знающий своей веры – изменник Православия. «Чем менее ведущих Истину, – говорит свт. Феофан, – тем менее оплотов против лжи, тем опаснее положение Истины среди нас. Ибо в этом случае, явись какое ложное учение, неведущий Истины пропустит ее, потому что нечем ему распознать и обличить ее. От него она перейдет к другому – неведущему, от другого к третьему, и так далее. Ложь войдет и вытеснит Истину. Прав ли тот, кто пропустил ее?! Никак. Это будет то же, как если бы воин, по небрежности не узнавший пароль, пропустил врага в стане. В этом отношении, стало быть, всякий неведущий Истины есть уже изменник ее и изменник общества верующих или св. Церкви. Строго? Но так есть».

– Сейчас много ходит разговоров о «непоминании», как единственно верном пути стояния в вере. Насколько такие утверждения обоснованны? Действительно ли «непоминание» является стоянием в вере?

Непоминание, имеется в виду Патриарха. Нет, это не стояние в вере. Это отход от веры, схождение с крестного пути на путь широкий, ведущий в погибель.

– Почему же так? Ведь непоминающие, наоборот, подвергаются гонениям и преследованиям?

– Психологически это способ уйти от гонений. Представим себе такую картину. В одном коллективе человека унижают, оскорбляют. Он переходит в другой коллектив, где собрались единомышленники. Там его все любят и уважают. Где человеку легче? Кончено, там, где его любят. Но если в человеческих отношениях такое допустимо, то в духовном плане уход из Церкви, которая есть коллектив верующих людей, объединенных единой Верой, иерархией и Таинствами под единым Главой – Христом, является уходом от спасительного креста и приводит к вечной погибели. Священномученик Иларион Верейский пишет: «Истина единства Церкви исключает благодать священнодействий во внецерковных обществах».

Но «непоминающие», например, удмуртские священники, утверждают, что они не ушли из Церкви, что они не учинили раскол, но действуют в полном согласии с 15-м правилом Двукратного Собора…

– Надо смотреть не на слова, а на дела. А на деле удмуртские священники ушли в раскол. Ведь в чем заключается раскол? В том, что священник или епископ перестает поминать своего епископа или патриарха и в том, что он выходит из Евхаристического общения с ним.

Действительно в 15-м правиле делается исключение для тех епископов или священников, которые отделились от предстоятеля ради некоей ереси, осужденной соборами или святыми отцами. Но если внимательно взглянуть на случай с удмуртскими священниками, то у них другая ситуация. Они обвинили Патриарха в ереси экуменизма. Действительно, экуменизм это ересь, даже ересь ересей, как сказал преподобный Иустин (Попович). Но соборно она пока не была осуждена. Следовательно, нет пока и оснований отделяться.

– Некоторые говорят, что глупо ждать соборного решения…

– Глупо отделяться от Церкви и уходить в раскол. А стоять в вере, не уклоняясь ни в ересь, ни в раскол не глупо, а похвально и спасительно
, как утверждает преподобный Анатолий Оптинский. Это еретики пусть отделяются от Церкви. А нам некуда идти. Мы у себя дома, в своей Церкви и должны в ней оставаться.

Как же правильно стоять в вере, чтобы это стояние привело ко спасению?

– Необходимо умудряться во спасение. А поскольку все мы слабы, немощны и глупы, то надо молиться, чтобы не совратиться ни в ересь, ни в раскол, просить Господа, чтобы помог мужественно претерпеть все гонения, устоять в вере и достичь спасения.

Примеры такого стояния у нас есть даже среди наших современников. Например, архимандрит Петр (Кучер) был гоним советской властью, но не отрекся от Христа. Гоним он и сегодня глобалистами и экуменистами. Но ни в какой раскол он не ушел. Запретил его владимирский архиерей в священнослужении, он не противоречил, но и от своей исповеднической позиции не отказался. Архиерею пришлось снять с него запрет. Устроили провокацию с девочкой Валей Перовой и другими воспитанниками детского монастырского приюта. Отец Петр опять не ушел в раскол, а смиренно попросил прощения вместе с матушкой Георгией за несуществующий свой грех. Так надо и всем ревнителям Православия стоять в вере. Об этом учил преподобный Анатолий (Потапов).

По материалам сайта "Оптина Пустынь - Живая летопись"

Написать комментарий