ИЗ ПОУЧЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ВЕЛИКОГО
Если будешь молчалив, то найдешь покой везде. - Хранение себя, внимание к самому себе и рассудительность – вот три добродетели – путеводительницы души.
- Человеку так же необходимо иметь смиренномудрие и страх Божий, как необходимо дышать воздухом.
-Как дым выгоняет из улья пчел, и тогда они перестают работать мед, так и плотские наслаждения изгоняют из души страх Божий и разрушают все доброе делание ее.
- В ком сердце твое вполне не уверено, к тому не прилепляйся сердцем твоим.
- Если будешь смиренно думать о себе, то найдешь покой везде, где бы ты ни был.
- Похотение, услаждение и привычка к ним погубляют человека.
- Если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил.
- Если человек во всем будет винить самого себя, то везде устоит.
- \'\'Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих\'\' (Ин. 15, 13). Если кто услышит худое, то есть обидное, слово, и хотя может сам отвечать подобным словом, но преодолеет себя и не скажет; или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего.
- Учить ближнего может только человек здравомыслящий и бесстрастный. Ибо что пользы в том, если кто строит чужой дом, а свой разрушает?
- Всего нужнее для нас трезвенный ум.
- Страх Господень, молитва и благотворение ближнему – вот три основания совершенства.
- Иной человек, кажется, молчит, но в сердце своем осуждает других; такой непрестанно говорит. А другой с утра до вечера говорит, и между тем соблюдает молчание – потому что он ничего не говорит без пользы.
- На вопрос, что значит не воздавать зла за зло (1 Пет. 3, 9; 1 Сол. 5, 15), старец сказал: сия страсть обнаруживается четверояким образом: во-первых – в сердце, во-вторых – в глазах, в-третьих – на языке, а в-четвертых – в самом делании зла за зло. Если можешь очистить свое сердце, то зло не обнаружится во взорах; если же обнаружится во взорах, то берегись, чтобы не высказать зла; если же выскажешь, то скорее подави страсть, чтоб не сделать зла за зло.