РЕСОМАЦИЯ – НАСИЛИЕ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ТЕЛОМ

РЕСОМАЦИЯ – НАСИЛИЕ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ТЕЛОМ


Наверное, многие знают, что кремация мертвых была принята во Франции после революции апрельским указом 1789 года. Сегодня кремация широко распространена в различных Протестантских Церквах, в атеистических сообществах, среди масонов.

Сия не традиционная традиция никогда не одобрялась Православной Церковью. С началом христианского периода мы не встречаем никаких свидетельств о добровольном сжигании тел усопших. Всегда христианство было за погребение всего тела.

Конечно, кто-то может сказать, что нет в Церковных Канонах нет правила, запрещающего кремацию людей. Но это лишь потому, что никому и в голову не пришло ставить вопрос о сжигании тел усопших.

Были даже такие случаи, когда в православных храмах отказывались не только отпевать, но и служить литию по кремированному человеку.

 

Сегодня же был придуман новый способ «погребения». Если можно так сказать,  кремацию модернизировали. Теперь, желающим безследно исчезнуть из этого мира доступна новая услуга — ресомация, которую еще называют «экологически чистым погребением».

 

Ресомация — это почти полное уничтожение человеческого тела методом щелочного гидролиза. В отличие от кремации, она не сопровождается выбросами парниковых газов и не загрязняет почву, как традиционное захоронение.

Красивый метод прощания с этим миром для экологически озабоченных граждан придумал в 2007 году Сэнди Салливан, основавший затем в Шотландии компанию Resomation Ltd. Основу метода составляет разложение тканей организма под действием горячей воды, повышенного давления для предотвращения закипания и гидрооксида калия (едкого кали).

Патентованный процесс снизил «экологическую стоимость» погребения до нуля, тогда как в случае захоронения она составляет до 80 евро. При ресомации утилизируется даже ртуть из зубных пломб.

Оборудование для «зеленого погребения» носит зловещее имя Resomator и внешне походит на пять составленных вместе больших стиральных машин. Тело помещается в капсулу, куда добавляются вода и едкое кали. В течение трех часов останки почти полностью разлагаются: растворенные органические останки сливаются в городскую канализацию, а кости перемалываются в порошок и передаются семье умершего.

После длительных дебатов среди представителей власти и околопохоронной общественности ресомацию признали законной в нескольких штатах США. Новая технология в течение ближайшего месяца будет запущена в коммерческую эксплуатацию в Санкт-Петербурге, штат Флорида. В Великобритании продолжается обсуждение приемлемости ресомации для погребения людей.
Русь-фронт информационно-православный вестник
«Если вы наблюдали кремацию с огнем и жаром — она выглядит как насилие, — говорит Сэнди Салливан. — Вы проходите в соседнюю дверь — там тихая ресомация. Аппарат из нержавеющей стали, стерильность. Кажется, так лучше и быстрее превращать тело в прах».

Однако Православная Церковь так не считает. Человек есть творение Божие, он имеет определенное начало и, конечно, не имеет конца, потому что так пожелал Бог. Само собой разумеется, что все тварное, которое имеет начало, имеет и конец. Однако, согласно воле Божией, это не так по отношению к человеку. Связь души с телом очень сильная, и мы можем проследить ее онтологически – не только в процессе смерти, но и в последующей жизни человека после его смерти. То есть как после исхода души из тела, так и в процессе нового соединения души с телом.

Сотворенный человек есть определенная ипостась-лицо, отличающаяся от любой другой сущности. И ипостась человека не определяется и не заключается только в душе, но распространяется на все существо его.

Тело не есть просто тюрьма для души, как считали различные идеологические и философские течения древности, но одно из существенных составляющих ипостаси человека. Душа присутствует в теле своей энергией, оживотворяет тело. Очень показательно то, что в своих погребальных стихирах преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о бездушном теле, которое находится во гробе, называет его «по образу Божию»: «И вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида». То есть мертвое тело продолжает называться образом Божиим. А нам сегодня предлагают этот образ разложить и превратить в прах.

Очень важным является слова о связи души и тела у апостола Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23).

С разделением тела от души не разрушается ипостась человека. Душа, несмотря на свое отделение от тела и распадение самого тела на части, узнает эти части и не отдаляется от них. Святой Григорий Нисский говорит, что душа признает эти части и приводится в те места, где находятся останки для признания частей всего тела. Так, душа не отдаляется от своего тела и «не входит в общение и не смешивается с материей оставшихся частей».

Следовательно, душа и после отделения от тела знает и узнает элементы и части тела, так что силою и энергией Божией вновь опять войдет в свое тело, и так произойдет воскресение мертвых тел. Очень показательно пророчество пророка Иезекииля, которое описывает это чудесное воскресение тел (см.: Иез. 37: 1–14).

Конечно, тело человека по восстанию из мертвых будет его же, но нетленное, бессмертное и обновленное. Апостол Павел говорит по этому поводу: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15: 42–44). То есть воскресшее тело человека будет иметь характерные признаки его ипостаси, но будет оно обновленное, поскольку во время второго пришествия Христа станет новая тварь, без следов тленности и смертности.

Наталья Соколова

Написать комментарий