ЖИТИЕ СВЯТОЙ ФИВЫ, ДИАКОНИСЫ КОРИНФСКОЙ

ЖИТИЕ СВЯТОЙ ФИВЫ, ДИАКОНИСЫ КОРИНФСКОЙ

Ибо и она была помощницею многим. Святая Православная Церковь имеет очень скудные сведения из жизни святой диаконисы Фивы.  Однажды только в посланиях апостольских  упоминается она святым апостолом Павлом.  Вот как пишет святой апостол в послании к римлянам (16,1-2) он просил: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому».
Последних слов оказалось достаточно, чтобы особо почитать Фиву. «Диаконисой», «служительницей» она была на заре истории Церкви, когда все было проще и непосредственнее, чем сейчас, когда «служение» было прежде всего помощью лично кому-то, не адресованным всем «вообще» подвигом пастырства, иночества, мученичества, богословствования. Святым, видимо, только и можно стать, если дело любого размера совершать как служение не только Троице, Истине, человечеству, но - конкретным людям и хотя бы одному человеку обязательно лично.

О диаконисах:

Диакониса — особая категория женщин в восточной церкви IV-VIII веков, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении таинств. Институт диаконис существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.
Из постановлений Первого и Четвертого Вселенских соборов можно увидеть, что диаконисы делились на два разряда:

• Диаконисы рукоположенные, которые прислуживали в храмах при богослужении;
К рукоположению допускались женщины, достигшие сорока лет (15 правило IV Вселенского собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диакониса вступала в брак, то она и ее супруг подвергались анафеме.
• Диаконисы по одеянию, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-го правила Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви по достижении 25 лет благословлялось носить особую одежду. Однако до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей.

К диаконисам по одеянию можно причислить сестер Марфо-Мариинской Обители Милосердия, основанной святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконис — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Вопрос о восстановлении института диаконис обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917—1918 гг.
Ряд диаконис древней церкви причислен к лику святых:

• Фива, диакониса церкви Кенхрейской: упоминается в послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16:1). Память совершается 16 сентября (3 сентября по старому стилю);
• Олимпиада, диакониса Константинопольская: её высоко ценил Иоанн Златоуст, за преданность к которому она пострадала и умерла в заточении в 409 году. Память совершается 7 августа (25 июля по старому стилю).

Написать комментарий