ДУША ЕГО БЫЛА УГОДНА ГОСПОДУ: Святой праведный Евдоким

ДУША ЕГО БЫЛА УГОДНА ГОСПОДУ: Святой праведный Евдоким

Святой праведный Евдоким был родом из Каппадокии, сын благо­честивых родителей Василия и Евдокии. В царствование Феофила он служил в войске и отличал­ся добродетель­ной жизнью, усердно соблюдая все заповеди Божии и пребывая в посте и воздержании, а также в молитве и сокрушении о грехах.

 

Прилежно занимаясь чтением и изучением боже­с­т­венных книг, он оказывал щедрую милостыню нищим, убогим, сиротам и вдовицам, благодетель­ствовал церквам и монастырям и, являя всем обильную милость, соблюл свою дев­с­т­вен­ную чистоту безпорочно.

 

Он настолько был цело­мудрен, что никогда не позволял себе ни беседо­вать с женщинами, ни смотреть на них; даже не допускал к себе женщин, кроме своей матери, которую одну сыновне почитал и с которой беседовал. Во всяких разговорах соблюдал себя от празднословия и пустословия, предпочитая молчание многословию; устранял­ся от тех, кто любит говорить без дела и глупости; лжи, клеветы и всякого осуждения не то, что говорить, но даже не желал и слышать, украшая свою душу всякими добродетелями.

 Среди толков, смятения и суеты мирской на него можно было смотреть, как на лилию среди терновника или золото в огне, нисколько не поврежден­ного мирскими соблазнами и страстными влечениями.

 

За свои добродетели он был любим и уважаем всеми, известен и царю, который поставил его начальником Каппадокийского полка и послал в страну Харсианскую для управления народом. Пользуясь властью, он вел управление с добротой и полной справедливостью, так что в своей жизни был праведен и пред Богом и пред людьми.

 

 О тайных же его добродетель­ных подвигах никто не может ни знать, ни сказать, кроме всеведущего Бога, испытыва­ю­щего сердца и помышления наши, Которому сей блажен­ный и праведный муж поработал всем сво­им сердцем и душой и, вполне угодив­ши Ему, с миром преставил­ся в молодых летах: он имел только 33 года от рождения. На нем исполнилось Писание: «Достигнув совершен­ства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу».

 

 Хотя он не дождал­ся старческих седин, но совершен­ством добродетель­ной жизни превзошел многих старцев, ибо бого­угодная старость не числом лет измеряет­ся: бого­угодной сединой служит мудрость и старым возрастом – чистая жизнь добродетель­ного мужа; если кто достигнет такого возраста, тому нет необходимости долгие лета пребы­вать в суетном и ничтожном мире, и он желает «разрешиться и быть со Христом».

 

 Достигнув такого возраста, святой Евдоким скончал­ся, хотя и был молод летами. Он угодил Богу, и Бог возлюбил его, поэтому он взят был из среды грешников и восхищен, чтобы злоба не извратила его разума и лесть не соблазнила души его.

 

Как про­изошла его кончина, об этом сообщили присутству­ю­щие при ней. Когда он, лежа на одре болезни, приблизил­ся к смертному часу, то созвал сво­их домашних и завещал им с клятвой, чтобы они, по отше­с­т­вии души его, не осматривали, не омывали его тела и похоронили в той же одежде и тех сапогах, какие были на нем, и так положили бы его во гроб. Потом приказав­ши всем выйти и затворить двери, он совершил молитву, которую слышали некоторые чрез дверь.

 

В молитве он просил, чтобы кончина его никому не была видима, как и жизнь его, заключав­шая в себе тайные подвиги, не была кому-либо известна. Возблагодарив Бога за всё, он, наконец, про­изнес: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой», и вышел из тела и отошел ко Господу. Домашние погребли его так, как он завещал им.

 

Господь, желая прославить Своего угодника и показать по его кончине, какой святости была жизнь его, дал его прославлен­ным мощам чудесную благодать, по которой от них получались исцеления всяких болезней.

 

 Прежде всего, некий муж, по имени Илия, имеющий в себе нечистого духа и сильно от него страда­ю­щий, немного времени спустя после преставления и погребения святого Евдокима, гонимый и мучимый бесом, пришел ко гробу праведника. Как только ноги его коснулись гроба, тотчас, как будто опален­ный огнем, нечистый дух громко вскрикнул и, бросив­ши человека на гроб, вышел из него и бежал, гонимый молитвами праведника.

 

 Люди, увидев­ши это, начали приводить и приносить сво­их больных и класть их на гроб тот; и все получали скорое исцеление; за это святого Евдокима почтили тем, что сделали надгробную сень и зажгли лампаду.

 

Слава о чудесах его распространилась повсюду, и многие стали стекаться к нему; одержимые разными болезнями получали исцеление то чрез помазание елеем из лампады, то чрез приложение к больным местам земли, взятой от гроба.

 

Одна женщина принесла свое дитя, имев­шее расслаблен­ные руки, неподвижные, как будто мертвые; как только она помазала елеем из лампады святого руки своему дитяти, сейчас же оно исцелилось и начало исправно действо­вать руками сво­ими.

 

 Подобно этому был принесен другой отрок, расслаблен­ный ногам, так что он не был в состоянии ни ходить ни стоять; когда омертвев­шие ноги его помазали тем же елеем из лампады, тотчас отрок выздоровел и начал ходить и скакать, хваля Бога.

 Одна женщина, имев­шая на своем теле мучи­тель­ный веред, пришла и, взявши земли от гроба святого, смешала ее с водой, а лучше сказать со слезами, и приложила к вереду, как цели­тель­ный пластырь, и в тот же день совершен­но исцелилась.

 

 Слава о чудесах святого Евдокима дошла и до Царьграда, где еще жили его родители, переселив­шиеся сюда из Каппадокии. Мать его из Византии пришла в Харсианскую страну и, увидев­ши гроб сына и большое при нем собрание народа, стека­ю­щегося для получения исцеления, припала ко гробу и, обнимая его, со слезами радости мать приказала снять камень, откопать землю и открыть раку; когда было это сделано, то увидели тело святого, ничуть не истлев­шее, лицо светлое, как живое, и уста в своей есте­с­т­венной красоте; хотя святой был в земле уже 18 месяцев, однако нисколько не изменил­ся, был, как живой, только уснув­ший; великое благо­ухание исходило он него, и вынесли раку с мощами из земли наверх.

 

 Когда мать пожелала облечь сына в новые одежды, случилось тут быть одному пришельцу монаху, по имени Иосифу, мужу добродетель­ному, в сане пресвитера; он поднял из раки тело святого, как живое, – его руки и ноги свободно сгибались; инок снял с тела святого прежние одежды, и с ног сапоги без всякого труда, ибо сами руки поддавались раздеванию и ноги разутию; облекши тело в новую одежду, опять благо­чинно положили его в раку.

 

Мать пожелала взять и отнести с собой в Византию чудотворное тело своего сына. Но жители той страны собрались и не дали ей тела.

 

Выше­упомянутый иеромонах Иосиф сделал­ся блюстителем мощей святого угодника и некоторое время пребыл при нем, но потом, нашедши удобное время, тайно ночью взял мощи праведника и ушел с ним в Царьград. И во время пути совершались чудеса: как украден­ное миро, хотя и скрываемое, не может быть утаено по причине сильного благо­ухания, так и мощи святого Евдокима, тайно взятые, не могли быть скрыты по причине исходящей от них благодати исцеления: если в пути где встречал­ся больной, он получал исцеление.

 

 Одна бесноватая женщина приблизилась к прославлен­ной раке, и возопил в ней бес, обличая несомого праведника и говоря на него хулы, но тотчас поражен­ный невидимой силой бросил женщину и убежал он нее.

 

Иосиф донес честные мощи святого Евдокима до Византии, и отдал их родителям; те невыразимо обрадовались, и не только они, но весь город очень радовал­ся принесению к ним чудотворных мощей.

 

 Родители честную раку своего святого сына оковали серебром и положили ее в построен­ной ими же церкви Пресвятой Богородицы, славя и благодаря прославля­емого в Тро­ице Бога Отца и Сына и Святого Духа, Которому и от нас да будет слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь, глас 4:

 

От земли воззвавый тя к небесным селением, соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме: ты бо в цело­мудрии и чистом житель­стве блажен­не житель­ствовал еси, не осквернив плоти. Темже со дерзновением моли Христа Бога, спастися нам.

Кондак, глас 2:

 

Вышних желая, с вышними совокупляяся, и колесницу огнен­ную, боже­с­т­венными восхожденьми добродетелей совершил еси душу, преблажен­не Евдокиме: на земли пожив яко безплотен, Зиждителю всех благо­угодил еси.

Праведный Евдоким в Русской Церкви считается одним из особенных покровителей и молитвенников перед Богом семейного очага.

 

Дмитрий Ростовский, Жития святых

Написать комментарий