ЦЕРКОВЬ – ЕСТЬ ДЛЯ НАС ЗЕМНОЕ НЕБО

ЦЕРКОВЬ – ЕСТЬ ДЛЯ НАС ЗЕМНОЕ НЕБО

Из духовных наставлений преподобного старца Иллариона

«Церковь, – говаривал старец, – есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих; поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем у ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях».

+  +  +

«Послушание, – поучал старец Илларион, – дОлжно проходить с хранением совести, без небрежения, лености и невнимания; должно наблюдать за собою и быть внимательным ко всем своим и малым действиям и послушаниям. Тогда привыкаем ко вниманию и в важных делах, а от небрежения в малом незаметно перейдем к небрежению и в большем».

+  +  +

«Каждое дело необходимо начинать с призыванием в помощь имени Божия, ибо занятия, освященные молитвою, будут благотворны для нашего душевного спасения».

+  +  +

«Много учил старец Илларион о незлобивом и безгневном перенесении оскорблений, учил принимать их с самоукорением, как посланные промыслом Божиим за грехи наши для душевной пользы; гнев же обращать не на оскорбившего, а на духа злобы и на себя, что не может оскорбление с кротостью и миролюбием перенести; за оскорбившего же молить Бога и стараться примириться с ним и не оставлять в себе неприязненного к нему чувства».

+  +  +

В ободрение скорбящих, старец часто говаривал:«...Аще Бог по нас, кто на ны (Рим.8:31). Потерпим немного и получим вечное блаженство. Предадим забвению все утехи и радости земные – они не для нас. Сказано: где сокровище наше, ту будет и сердце наше; а сокровище наше на небеси; поэтому будем стремиться всем сердцем к небесному отечеству. Там все скорбное наше превратится в радость; поношение и уничижение – в славу; печали, слезы и воздыхания – в утешение; болезни и труды – в вечный безболезненный покой».

+  +  +

Часто говорил старец о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами и о покаянии в них.

+  +  +

«Замечания делай, – наставлял старец, – не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого. Знай, когда можно сделать замечание, а когда лучше смолчать. Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце; а тогда можешь говорить с братом. Если нужно вразумить брата, а ты видишь, что он возмущен гневом или смущен, не говори ничего, чтобы еще более не раздражить его. Когда же увидишь, что и ты, и он покойны, говори не укоряя, а с кротостью».

+  +  +

«Не будем давать цены собственным нашим трудам», – говорил старец.

+  +  +

Когда старший, увещевал старец Илларион, делает тебе замечание или выговор, который не соответствовал твоему ожиданию, и если это даже случится и при других, ты перемолчи и со смирением скажи: «прости Бога ради»; ибо сказано: «уготовихся и не смутихся». Ничего ты этим не потеряешь во мнении других, а, напротив, выиграешь. Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним их всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать. Вспомни, что если бы ты был и прав или не так в этом случае виноват, как говорят, то все же мы пред Богом все виноваты и во грехах, аще и один день жития нашего будет на земли. Господь же ту не оправдывает только тех, которые в сердце своем сознают себя великими грещниками.

+  +  +

Желавшим вступить в брак старец советовал, чтобы брак совершался не иначе, как с согласия и благословения родителей или старших в семействе, но чтобы не было и со стороны старших принуждения; чтобы вступающие в брак один другому нравились и при выборе жениха или невесты внимание обращалось не на капитал, а на то, чтобы брачующиеся и их родители были благочестивы и хорошей нравственности. Тогда, говорил старец, можно надеяться на счастье новобрачных. Не одобрял старец большое неравенство лет, от которого могут потом возникать скорби. Некоторое старшинство можно еще допустить в мужчине, но в женщине оно может быть причиною многих скорбей. Не одобрял старец заключения браков по страсти, ибо когда страсти утихнут – любовь может исчезнуть. Не одобрял брака между лицами различных вероисповеданий: муж и жена, составляя одно тело, должны быть и духовно соединены.

По материалам православных СМИ

Написать комментарий