ПРІЯША ЖЕНЫ ОТЪ ВОСКРЕСЕНІЯ МЕРТВЫХЪ СВОИХЪ...

ПРІЯША ЖЕНЫ ОТЪ ВОСКРЕСЕНІЯ МЕРТВЫХЪ СВОИХЪ...

Въ недѣлю 20-ю по Пятидесятницѣ.

Св. апостолъ Павелъ, изображая силу и дѣйствіе вѣры, указываетъ намъ примѣры того, какъ женщины-матери, по вѣрѣ своей, получали воскресшими своихъ умершихъ дѣтей. Такъ Илія воскресилъ сына вдовы; такъ Елисей молитвою возвратилъ живымъ умершаго отрока матери его.

Святое евангеліе, которое мы нынѣ слышали за литургіей, разсказываетъ намъ о томъ, какъ вдова Наинская хоронила единственнаго сына, какъ она терзалась гóремъ, какъ увидѣлъ ее Іисусъ Христосъ и, сжалившись надъ нею, тронувшись горемъ матери, безъ словъ, безъ просьбы ея, силою Своего Божества возвратилъ умершаго къ жизни. Велико чудо — воскресеніе мертваго, и рѣдкіе удостоивались видѣть его.

Но есть иная, болѣе страшная смерть для людей, — смерть духовная. И есть иное, не менѣе великое чудо Божественное, которое мы часто можемъ видѣть и на себѣ испытываемъ, это — воскрешеніе мертвецовъ духовныхъ. Самъ Спаситель научилъ насъ обращать мысль отъ смерти тѣлесной къ смерти духовной. Въ евангеліи разсказывается: Іисусъ Христосъ сказалъ одному слушателю Его ученія: слѣдуй за Мною. Тотъ сказалъ: Господи, позволь мнѣ прежде пойти и похоронить отца моего. Спаситель сказалъ ему: предоставь мертвымъ хоронить своихъ мертвецовъ... (Лук. 9, 59-60).

Мертвый духовно — это человѣкъ, отлучившій себя отъ жизни въ Богѣ, отъ святости и богоугожденія, отошедшій отъ Бога и Его закона. Такимъ было послѣ грѣхопаденія все человѣчество, но Господь, видѣвъ его, милосердовалъ о немъ, и однихъ по вѣрѣ ихъ, другихъ только по Своему милосердію, Онъ спасъ людей, пославъ имъ Сына Своего Единороднаго. Воскрешая мертвыхъ тѣлесно, Спаситель гораздо болѣе прилагалъ заботъ о воскресеніи духовно-мертвыхъ: имъ Онъ открывалъ волю Божію, ихъ Онъ призывалъ въ царство Божіе, ихъ Онъ ободрялъ надеждою на милость Божію, имъ прощалъ грѣхи и говорилъ: «Вѣра твоя спасла тебя», «иди и впредь не грѣши». И великое множество грѣшниковъ и грѣшницъ, мытарей, блудницъ воскресли духомъ и унаслѣдовали вѣчныя обители вѣчной жизни.

Живы ли мы и сами духовно? Живы ли люди, насъ окружающіе и намъ близкіе? Но если бы мы были живы, тогда не упорствовалъ бы грѣхъ въ мертвенномъ тѣлѣ нашемъ, тогда не были бы мы зрителями и наблюдателями тѣхъ страшныхъ преступленій и грѣховъ, которые страшнымъ разливомъ заполнили теперь всю нашу жизнь. Жизнь истинная оживлена Духомъ, а плоды Духа есть любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22). Напротивъ, смерть духовная несетъ гніеніе и разложеніе, вражду, ссоры, зависть, гнѣвъ, распри, разногласія, ненависть, убійства, пьянство, безчинства и тому подобное (Гал. 5, 20-21), — и развѣ мы не смрадны нашими грѣхами, развѣ не видимъ, какъ разлагается жизнь кругомъ насъ?

Что же, неужели это смерть безвозвратная и неисцѣльная? Неужели жизнь, истинная жизнь Божія, закрыта для насъ навѣки!

Вы, мертвые духовно, не отчаивайтесь въ своемъ спасеніи. Божья милость бодрствуетъ надъ нами, Божья благодать спасительная не отнята отъ насъ. Видитъ Господь мертвость нашу и милосердуетъ о насъ. Лишь бы въ насъ сохранилось желаніе жизни, лишь бы мы сердцемъ любили Бога и Его законъ и къ Нему стремились; лишь бы въ насъ не умерло сознаніе грѣховъ и отвращеніе къ нимъ; лишь бы мы сами себя не приводили къ духовному самоубійству. Вздохни, христіанинъ, къ Богу, возведи къ Нему очи, возжелай спасеніе твое, возымѣй намѣреніе, какъ блудный сынъ, оставивъ путь грѣха, возвратиться къ Богу и святости, — и тебѣ не только готовъ отчій кровъ, не только открыты источники жизни, но и дана будетъ помощь придти къ этимъ источникамъ. Въ благодати крещенія, въ словѣ Божіемъ, въ ученіи и наставленіяхъ Церкви, въ великомъ таинствѣ покаянія и прощеніи грѣховъ, въ тайнѣ соединенія со Христомъ въ Тѣлѣ и Крови Его, въ примѣрѣ жизни святыхъ, изъ которыхъ многіе и очень многіе ранѣе были великими грѣшниками, — ты найдешь источники святого воодушевленія, источникъ милости и спасенія. Но горе тебѣ и вѣчная смерть тогда, когда благодать ты самъ отъ себя отгоняешь, когда слово Божіе ты намѣренно не слушаешь, когда къ Церкви Христовой ты не идешь, когда отъ таинства ея ты самъ отказываешься. Богъ сотворилъ насъ безъ насъ, Богъ и искупилъ насъ безъ насъ, но спасти насъ безъ насъ насильно не хочетъ. Это было бы то же, если бы вдова Наинская, получивъ умершаго сына своего живымъ, убила его и потомъ снова предавалась бы своему горю. Это было бы надругательствомъ и глумленіемъ надъ любовью Божіей. Такъ и мы при всѣхъ источникахъ жизни, открытыхъ намъ Богомъ, если сами себя будемъ насильно отгонять и удалять отъ этихъ источниковъ, гибнемъ, но гибнемъ не потому, что Богъ хочетъ нашей гибели: грѣшники сами себя губятъ, зане любве истины не пріяша во еже спастися имъ. Возымѣйте и сохраните эту любовь къ истинѣ и, при помощи Божіей, изъ нея, какъ изъ сѣмени и изъ ростка, и явится и расцвѣтетъ жизнь духа.

Тогда, и только тогда, мы можемъ ожидать, что и окружающая насъ жизнь не будетъ, по великому множеству грѣховъ и преступленій, представлять изъ себя поля, полнаго мертвыхъ костей, ибо если каждый изъ насъ воскреснетъ къ жизни духа, то и вся жизнь оживится, ибо нельзя лѣчить и исцѣлять все общество людей, не исцѣливъ людей отдѣльныхъ, каждаго отдѣльнаго человѣка.

Но первое движеніе и первую самую главную силу воскресенія духа даетъ вѣра. Безъ нея человѣкъ связанъ навѣки узами грѣха и мрака, безъ нея онъ — плѣнникъ ада, безъ нея онъ — мертвъ духовно навѣки. И какъ древле жены вѣрою пріяша отъ воскресенія мертвыхъ своихъ, такъ и нынѣ и навсегда вѣрою придемъ мы къ воскресенію душъ своихъ въ святости и чистотѣ и вѣрою привлечемъ къ себѣ милосердіе Господа Іисуса.

И Онъ, какъ нѣкогда сына вдовы Наинской, воскреситъ къ жизни насъ, духовно гибнущихъ, духовно мертвыхъ. Грѣхомъ умираемъ, но вѣрою воскреснемъ! Аминь.

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.)   Духовные мертвецы.

Написать комментарий