6 НОЯБРЯ – ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

6 НОЯБРЯ – ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Эта икона одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов.

Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием "Всех скорбящих Радость" произошло в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром во время молитвы она услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни". Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась. Это произошло 24 октября(по н. ст.6 ноября) 1688 года. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. 

Особенное благоговение к этой иконе испытывала сестра Петра I – великая княгиня Наталья Алексеевна. Не желая расставаться со святой иконой при переезде царского двора в Петербург, она велела сделать копию, и в 1711 году увезла ее с собой в новую столицу, разместив в дворцовой церкви Воскресения Христова. Здесь же, при церкви, открывают особое отделение для содержания младенцев. Это было первое заведение такого рода до создания детских воспитательных домов в Москве и Петербурге.

Немного позже, в Петербурге, императрица Елисавета Петровна воздвигает храм во имя иконы «Всех Скорбящих Радость». В храм этот с разных мест съезжаются православные верующие, чтобы хоть раз в жизни поклониться святому лику Божьей Матери.

23 июля 1888 г. во время грозы в часовню близ стеклянного завода в деревне Клочки под Петербургом ударила молния. После того, как потушили пожар, с удивлением увидели, что икона Всех скорбящих Радость не только не сгорела, но обновилась, лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги и 12 грошиков прилепилось к иконе. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу и толпы людей устремились к иконе, которая прославилась многими чудотворениями. Известно и много списков с иконы, на них грошики уже пишут краской.

Существует много разных типов иконы "Всех скорбящих Радость", когда Богородица изображена увенчанная короной, в царском одеянии. Иногда Она держит Младенца Иисуса на руках. На иконе с грошиками Богородица предстает в обычной Своей земной одежде, с белым покрывалом на голове.

Перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость" молятся в отчаянии, скорби, в поиске утешения и защиты, а также при неизлечимых болезнях. Божия Матерь "Всех скорбящих Радость" является покровительницей сирот и убогих, обиженных и угнетенных, страждущих и страдающих. Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (чудотворная) находится в Преображенском храме на Ордынке в Москве.

Русь-Фронт - Православный информационный вестник
Необычайное событие в Саласпилсском храме «Всех скорбящих Радосте»
(г.Саласпилс находится в 10 км от столицы Латвии Риги, в годы ВОВ там был расположен концентрационный лагерь , основными заключёнными которого являлись дети, на д которыми ставились медицинские опыты и выкачивалась кровь для нужд фронта) в престольный праздник взволновало не только прихожан, но и жителей этого небольшого пригорода близ латвийской столицы.

В стекле киота, где находилась икона Пресвятой Богородицы «Всех cкорбящих Радосте» отобразился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы - на тёмном фоне выглядит негативом, а на белом позитивом. Многие верующие отнеслись к этому необычайному явлению, как чуду.
Чудо происшедшее 6-го ноября 2009 года и носящее нравственный характер требует некоторой предыстории.

Икона «Всех скорбящих Радость» прославилась чудотворением в 1688 году после того, как по молитвам перед этим образом излечилась Евфимия - родная сестра патриарха Иоакима. Празднование этой иконе совершается 6 ноября.

Храм в г. Саласпилсе освящен в честь подлинной иконы «Всех скорбящих Радосте», и именно поэтому несколько лет назад Митрополит Рижский и всея Латвии Александр благословил написать и поместить в храме икону «Всех скорбящих Радосте». Однако, служители храма ослушались - там была написана икона с нарушением канонов и не «Всех скорбящих Радость», но «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Из рапорта Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Александру, Митрополиту Рижскому и Всея Латвии, протоиерея Бориса Бакуменко:

«После моего назначения 14 августа 2009 г. на должность настоятеля храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость» Вы благословили старинную икону «Всех скорбящих Радость», находившуюся в Спасо-Преображенском храме города Яунелгава, отреставрировать, оклад посеребрить и позолотить, украсить драгоценными камнями и жемчугом. К иконе изготовить позолоченную рамку и передать эту икону в г. Саласпилс в храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» как храмовую икону и заменить ею неканонично написанную храмовую икону.

Эта старинная украшенная икона по Вашему благословению была отреставрирована, оклад посеребрен, позолочен, украшен драгоценными камнями и жемчугом и икона была передана в храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» города Саласпилс.

05 ноября 2009 года каноничная отреставрированная икона была возложена на аналой в центре храма, отслужено праздничное всенощное бдение, 06 ноября была отслужена праздничная Божественная Литургия, совершен крестный ход и отслужен молебен.
После завершения богослужения из киота была извлечена, не по канонам написанная, храмовая икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками, с тем, чтобы заменить ее на старинную икону, переданную из Спасо-Преображенского храма города Яунелгава.
После извлечения иконы «Всех скорбящих Радость» с грошиками из киота на стекле киота был обнаружен явленный образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» без грошиков.

При этом кроме настоятеля прихода присутствовали не менее 10 человек.
Был отслужен молебен с акафистом иконе «Всех скорбящих Радость».
Явленный образ был сфотографирован, были сделаны и фотографии неканоничной замененной храмовой иконы.
Явленный на стекле образ помещен в особый киот.

При сравнении фотографий явленного образа с фотографиями неканоничной замененной храмовой иконы выявлены существенные различия:Русь-Фронт - Православный информационный вестник


На явленном на стекле образе: / На неканоничной иконе:

Нет грошиков / Изображены грошики

Мафорий имеет переходы от главы к плечам закругленной формы. / Мафорий имеет переходы от главы к плечам острые.

Взгляд Пресвятой Богородицы направлен на скорбящих людей, как это изображается на каноничных иконах / Взгляд Пресвятой Богородицы направлен не на скорбящих людей, а куда-то вверх

Лик умиленный, округлый / Лик продолговатый и суровый

Облачение в нижней части шире, чем на неканоничной иконе / Облачение в нижней части уже, чем на явленной на стекле иконе

Вышеприведенное сравнение свидетельствует о том, что на стекле явлен образ, отличающийся от неканоничной храмовой иконы, которая была в киоте под стеклом».

Церковный историк Никифор Каллист сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была «роста среднего, или, как иные говорят, несколько более средняго; волоса златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразныя и умеренно черные, нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные». В строгом соответствии с этим описанием иконописцы изображают Пресвятую Богородицу.

Однако, при написании саласпилсской иконы каноны были нарушены, на что обращает внимание Митрополит Рижский и всея Латвии, Высокопреосвященнейший Александр:
«Мы коленопреклоненно благодарим нашу Царицу Небесную за Ее милосердие и любовь к нам, недостойным. Но это Ее явление, посланное в утешение, явно указывает и на плоды непослушания. Богородица на стекле явилась так, как благословлялось написать Ее образ, а не так, как была написана по произволу. На неканонической иконе Богородица изображена с голубыми глазами. Взгляд направлен не на скорбящих людей, а куда-то вверх. Лицо продолговатое и суровое. А на стекле лик умиленный, не круглый и не острый, глаза взирают не вверх, а на скорбящих людей. Да и в остальном полное различие. Не случайно в богословии послушание рассматривается выше поста и молитвы. Без послушания нет пути в Царствие Небесное.»

Епископ Даугавпилсский Александр так прокомментировал это событие:
«Это несомненное чудо, явленное Пресвятой Богородицей в день празднования Ее иконы «Всех скорбящих Радосте». Уже само название иконы указывает нам, что Богородица утешает всех, кто в это трудное время скорбит, пал духом или пребывает в унынии из-за тяжелой экономической ситуации. Совершенно очевидно, что Сама Богородица призывает нас, наконец, одуматься и обратиться к Богу, нашему Спасителю и Ее Сыну, начать ходить в храм, молиться и жить по-христиански, выполняя Заповеди Божии. Полагаю, для всех христиан Латвии чудесное явление Пресвятой Богородицы - это знак Ее особой милости и покровительства нам.»

Материалы православных сайтов в т.ч. и с  официального сайта Латвийской Православной Церкви:  pravoslavie.lv

Написать комментарий