ПРЕДСКАЗАВ ЕГО СТРАДАЛЬЧЕСКУЮ КОНЧИНУ…

ПРЕДСКАЗАВ ЕГО СТРАДАЛЬЧЕСКУЮ КОНЧИНУ…

Священномученик Филумен, в миру Софоклис Хасапис, родился на Кипре 15 октября 1913 года. Когда ему было 14 лет, он вместе со своим братом Александром стал насельником кипрского монастыря Ставровуни, по преданию, основанного святой царицей Еленой.  Прожив в монастыре несколько лет, братья переехали на Святую землю в Иерусалим и поступили в греческую Святогробскую школу в Иерусалиме.

На фото: Архимандрит Филумен у Колодца Иакова.

Во Святом Городе киприоты приняли монашеский постриг с именами Филумен и Елпидиос.  Однако вскоре их земные пути разошлись. Иеромонаха Елпидиуса пригласили в Александрйискую православную Церковь, а Филумен остался служить в юрисдикции Иерусалимского патриархата, и вся его оставшаяся жизнь была неразрывно связана со Святой Землей.

В 1939 году он окончил семинарию и нес различные послушания в Иерусалимской Патриархии. Началась Вторая мировая война. В это непростое для всего мира время Филумен вел обычную монашескую жизнь. Несколько лет подвизался в долине Кедрон в лавре святого Саввы - удивительной обители, в которой по сей день нет электричества.

В ноябре 1944 его рукоположили во иеромонаха. В течение более чем 30 лет он был настоятелем нескольких монастырей и храмов Святой Земли - в Яффе, Рамалле, иерусалиме. В том числе в монастыре  Архангелов в Иересалиме , в котором в середине XIX века, при архимандрите Порфирии (Успенском) и иеромонахе  Феофане (Говорове) располагалась первая Русская Миссия. Перед последним назначением архимандрит Филумен подвизался в монастыре на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, поэтому и был впоследствии назван Святогробцем. 

В мае 1979 года архимандрит Филумен был назначен игуменом монастыря при колодце  Иакова городе Сихем в Самарии, который находился вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших на это место. Спустя 30 лет после этого назначения Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вспоминал в Первосвтительском слове, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.

В Самарии архимандрит Филумен прослужил всего несколько месяцев. В конце ноября в монастырь пришли несколько человек и потребовали убрать от колодца Иакова кресты и иконы, потому что символы христианства мешали им молиться в этом священном для них месте. Настоятель отказался, напомнив, что колодец Иакова - православная святыня уже многие сотни лет.

Фанатики ушли, пригрозив, что если настоятель не уберет христианские символы, то должен приготовиться к худшему.

Через неделю, 29 ноября 1979 года, архимандрит Филумен (Хасапис) был убит. Убийцы – фанатики -сионисты ворвались в храм перед вечерней, топором нанесли в лицо две раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы прочертив крест), по частям отрубили пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение, и выкололи глаза. Также фанатики разрубили храмовое распятие и осквернили священные сосуды.

Через шесть дней тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион. Убийца архимандрита Филумена был признан психически невменяемым.

Четыре года спустя, 30 ноября 1983 г.  Патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов, совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Останки были почти полностью нетленными.  Их обмыли, обернули новым покровом и положили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе,  а спустя несколько месяцев в новом гробе снова похоронили на Сионе.

"Почитание его как мученика началось с самого начала, - рассказал «ТД» диакон Александр Занемонец, преподаватель  Университета Хайфы. - В 1985 г. его мощи, по благословению патриарха  Диодора, были перенесены в храм Святой Троицы патриаршей школы на Сионе и покоились там в стеклянной раке. Почитание распространялось и на родном для архимандрита Филумена Кипре:  в 1999 году  митрополит Морфийский Неофит благословил составление службы мученику и в 2000 - писание иконы. Иерусалимский патриарх Ириней, по решению синода, тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы". 

Спустя время в монастыре у колодца Иакова, игуменом которого несколько месяцев был архимандрит Филумен, начали строить храм в честь святой Фотинии Самарянки (с которой у колодца беседовал Иисус Христос и прямо назвал себя Мессией). 29 августа 2008 г. накануне освящения  храма, мощи архимандрита Филумена торжественно перенесли в монастырь.

Мощи священномученика пребывают в Троицком храме на Сионе.

Из беседы кипрского журналиста Клитоса Иоаннидиса с богословом и публицистом Захарием Раптопулосом:

 - Господин Раптопулос, давайте начнем наш разговор с того, кто такой «мученик» и что означает «дать свою кровь за Церковь»?

- В «Откровении» Иоанна упоминаются: «те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7,14). Евангелист Иоанн здесь говорит о всех тех, кто духовной силой, дерзновением, исповеданием веры принес в жертву даже и свою жизнь, чтобы отстоять имя Христово. Если бы мы могли созерцать дивную картину, на которой представлены «пришедшие от скорби» мученики, то различили бы в сонме шествующих в «убеленных одеждах» и приснопамятного старца архимандрита Филумена. Он пострадал на Колодце Иакова 29 ноября 1979 года в день своего Ангела. И в награду за это сподобился вечно предстоять пред престолом Агнца.

Отец Филумен происходил из Орунды. Его семья жила в Никосии. Родители, Георгий и Магдалина Хасаписы, были людьми очень благочестивыми, имели тринадцать детей, из них двое близнецов - Софоклиса и Александра. У себя дома, по рассказам близких родственников, с помощью бабушки Локсандры (Александры - А.Н.) Хасаписы в одной из комнат устроили храм и в нем молились. С малых лет дети были близки Церкви. Однажды, когда близнецам было по 14 лет, отец потерял их. Кто-то подсказал, что они убежали в Ставровуни. Там отец действительно нашел их и хотел забрать домой. Тогда Елпидий обратился к нему: «Зачем ты хочешь вернуть нас домой, ведь мы снова убежим!» Эти слова убедили отца, и он дал им свое благословение на монашество. В Ставровуни братья провели два года.

Через два года приехал поклониться в Ставровуни один экзарх из Иерусалимской патриархии. Он увидел братьев и спросил их, не хотят ли они отправиться в Палестину и подвизаться в тех местах, по которым ступали ноги Господа. От любви ко Христу и к Святой земле они выразили горячее желание, поехали к отцу и получили его родительское благословение на отъезд в Иерусалим. В Иерусалиме в двадцатилетнем возрасте они окончили Святогробскую школу. Позднее их постригли в монахи, Александра - с именем Елпидий, а Софоклиса - с именем Филумен. Затем рукоположили в диаконы и иеромонахи. Через несколько лет отец Елпидий покинул Иерусалим и отправился в Афины, где учился на богослова. А отец Филумен остался на Святой земле. Превыше получения знаний и образования его влекло познание воли Божьей, изучение аскетических творений и подвижническая жизнь в монастырях Палестины.

- Он ведь принадлежал к Святогробскому братству?

- Разумеется. Елпидий уехал и больше не возвращался. А Филумен пребыл в Святогробском братстве до самой смерти. Он служил в монастырях Иерусалимской патриархии: в обители св. Саввы Освященного, у святого Феодосия, у святого Константина, в патриаршем храме в Иерусалиме. Позднее, будучи игуменом, нес послушания у разных святынь: в Тивериаде, в Иоппии, у пророка Илии. Последние два года своей жизни он провел у Колодца Иакова.

- Там он был один?

- Один. Он был не просто служащим монахом, но «акритом», как и все монахи в Иерусалиме и на Святых местах.

- То есть «стражем»...

- Да, стражем. У некоторых святынь и особенно на Колодце Иакова находились некоторые доброжелательные люди из местных жителей, которые, будучи мусульманами, помогали. И «жили от монастыря». А если находилась христианская семья, то тем лучше! На Колодце Иакова у отца Филумена была такая помогавшая ему семья.

Я довольно долго знал отца Филумена. Однажды, когда он проводил экскурсию на Колодце Иакова, он признался нам, что постоянно чувствует давление на себя, ощущает, что его стараются «убрать» с этого места. Как вы знаете, Колодец Иакова расположен в центре подземного храма, справа и слева на стенах помещены иконы, есть и преграда, которая отделяет алтарь. Местные жители требовали от отца Филумена, чтобы он перевесил иконы и распятие, потому что они не могли смотреть на них.


Русь-Фронт - Православный информационный вестник Колодец Иакова
 
 Колодец Иакова упоминается в Ветхом завете (Быт. 33,19). Он почитается и евреями как священное место. Старец настаивал на том, что «здесь сидел Сам Господь, здесь православная святыня» (Ин.4).

- Здесь произошла Его встреча с самарянкой...

- Да. Отец Филумен не мог пойти на компромисс и согласиться с притязаниями евреев. Он был ревностный христианин, святогробец, страж. То, что было важно для него, - это подвижничество, это воля Божья. С митрополитом Лиддским, величайшим аскетом, отец Филумен прожил довольно долго вместе, и говорят люди, бывшие рядом с ними, они никогда не садились за стол трапезничать, но ели стоя. Они относились к еде как к средству подкрепления сил, которые Господь дает для подвигов и исполнения воли Его.

- Господин Раптопулос, Вы еще не сказали о том, как пострадал старец Филумен?

- Мученичество приснопамятного Филумена произошло в храме. Убийцы вошли в храм, ударили монаха топором крестообразно по голове, разбили челюсти. Когда он постарался выйти из церкви и позвать на помощь, топором усекли ноги в коленях. Они совершили убийство, когда тот служил вечерню и вышел к ним в епитрахили. Власти узнали об этом, забрали его святые мощи и увезли их в Тель-Авив на медэкспертизу. А через пять дней отдали в Святогробское братство. Через три года во время отпевания блаженной памяти архиепископа Пеллы Клавдия поступило предложение открыть гроб отца Филумена...

 Об обретении мощей св. мч. Филумена вспоминает архиепископ Неаполя и Самарии Высокопреосвященный Амвросий:

- На Рождество 1982 года почил о Господе митрополит Пеллы Клавдий, и мы сопровождали его до кладбища на святую гору Сион. Тогда Патриарх велел нам достать мощи отца Филумена.
Русь-Фронт - Православный информационный вестник
 Мощи св. Филумена
 
 Мы открыли гроб, вынули его тело и положили на мраморную плиту соседней гробницы. Его облачение, наполовину истлевшее, монахи взяли как благословение, чтобы раздавать верующим. Его руки легко сгибались. Правая нога от лодыжки и ниже истлела, потому что убийца усек ее топором, истлели и пальцы на левой ноге. Все остальное тело было нетленным, хотя и пролежало в гробу три года. Отца Филумена снова погребли до Пасхи 1985 года, когда произошло второе обретение его мощей. Тогда его перенесли в церковь, где его мощи почили подобно мощам святых Герасима и Спиридона.

Вы мне скажете, он святой? Он, безусловно, мученик, потому что воспрепятствовал еврею молиться у христианской святыни. Когда тот позвонил в колокольчик у его дома, отец Филумен вышел к нему навстречу в епитрахили, потому что в этот час вычитывал вечерню. Еврей схватил его за бороду, повалил на землю и ударил топором. Отец Филумен, бедный, пытался на руках выползти наружу, чтобы спастись. Мы видели, что все ступени покрыты его кровью. Поэтому, без сомнения, он - мученик.

 Я расскажу вам и о чудесной помощи отца Филумена. 28 октября 1985 года Патриархия назначила митрополита Палладия совершать торжественный молебен в одном отдаленном приходе. Однако тот запаздывал, братья звонили ему без конца, но никто не поднимал трубку. Они пошли к нему домой, постучались, но ответа не получили. Об этом они сообщили его духовному отцу, владыке Василию Кесарийскому, а утром, когда пришли вновь, то нашли его лежащим на полу, почти мертвым. Что же случилось? Вечером он упал в обморок и до 10 утра пролежал на полу без сознания. Вызвали «скорую помощь». Вместе с владыкой Василием Кесарийским пришел и монах Софроний, у которого был палец отца Филумена (отец Софроний, игумен монастыря святого Спиридона в Иерусалиме, облачал убиенного отца Филумена и тогда сохранил у себя его мизинец - А.Н.). Все плакали. Вдруг отец Софроний говорит:

- Ваше Высокопреосвященство, благословите, я перекрещу его мощами отца Филумена?

- Делай, что можешь!

Отец Софроний вынул мощи и перекрестил лицо владыки Палладия со словами тропаря: «Мученицы Твои, Господи, во страданиях своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего»... Как только отец Софроний перекрестил владыку, тот глубоко вдохнул и произнес:

- Где я, где я?

Вот пример святости отца Филумена.

Составлено по: KLEITOU IWANNIDH. DEKA KUPRIOI AGIOI GERONTES TOU EIKOSTOU AIWNA. LEUKWSIA, 1997.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий