ВСЕГДА К СМЕРТИ БЫТЬ ГОТОВЫМ
Приготовление к смерти не что иное, как истинное покаяние (о котором смотри в своем месте).
Многие, особенно нынешнего века люди, то до болезни, то до старости, то до смерти отлагают покаяние. Откладывание это — тяжкий грех и прелесть дьявольская. Грех тяжкий, ибо это знак крайнего нерадения о спасении и сна греховного. Прелесть дьявольская, ибо так он помрачает наши душевные очи, чтобы не видеть нам от этого последующей душевной пагубы. А сколь бедственно отлагать покаяние, следующие показывают причины.
Первая. Смерть нам известна, и неизвестна: известна потому, что непременно умрем; неизвестна потому, что когда умрем, не знаем.
Вторая. Смерть похищает больных и здоровых, ходящих и сидящих, спящих и бодрствующих.
Третья. Смерть похищает всякого чина людей, никого не минуя, царя и князя, богатого и нищего, славного и бесчестного.
Четвертый. Смерть похищает праведного и грешного‚ покаявшегося и непокаявшегося, готового и неготового.
Пятая. Смерть похищает часто тотчас по согрешении, и в каком грехе застает, с тем и на тот свет отсылает.
Шестая. После смерти есть две дороги: одна ведет в вечное блаженство праведных; другая ведет в вечное неблагополучие грешников ожесточенных и непокаявшихся.
Вечность же одно только начало имеет, а конца не знает; всегда начинаться будет, а никогда не престанет. Сто тысяч лет и веков, как одна минута, или лучше сказать, как ничто в сравнении с вечностью. Ужасно и подумать о вечности, и без воздыхания вспомнить о ней невозможно. Сто крат лучше через весь век в огне мучиться, чем лишиться блаженной вечности и попасть в неблагополучную. Поминай, поминай почаще, грешник, о вечности, пока еще время имеешь, и в твоей власти состоит неблагополучной избежать, а блаженной же вечности участником быть.
Пособие в приготовлении к смерти
Первое. Помнить, что следует необходимо умереть, а когда, неизвестно, как выше сказано.
Второе. На ум приводить осужденных на смерть колодников, которые с часу на час ожидают, когда будет то время, в которое их на смерть поведут, ибо и мы все к смерти судом Божиим приговорены. Ты земля, и в землю отойдешь, — говорит Бог праотцу нашему Адаму и всем нам (Быт 3:20). И каждый день исполнения этого определения Божия ожидать должны, ибо не ведаем, в который час Господь наш к нам придет, утром, или в полудни, или вечером, ночью или днем; да и повседневный случай показывает нам то же.
Третье. Поминать умирающих и утопающих в море, которые находятся в таком страхе, смятении и тесноте, что знают об этом только те, кто в таких случаях бывал.
Четвертое. Твердо знать, что и с тобой то же может случиться, что с другими случается.
Многие нечаянно в воде утонули, и с тобой то же случиться может; многих живыми земля поглотила, и с тобой то же случиться может; многие громом и молнией поражены были, и с тобой то же может быть. Многие, заснув, не восстали ото сна, и ты себе того ожидай.
Многие, ходя, сидя, обедая, окончили жизнь свою, и ты тому же случаю подлежишь. Иные, празднуя, танцуя, скача, пали бездыханными и не восстанут до восстания общего, и тебя то же может постигнуть.
Иные, вином и сном отягчены, не пробудились и будут спать до трубы Архангельской, и ты себе того ожидай. Иные в объятьях блудниц восхищены; иные в воровстве, хищении, разбое, убийстве Божиим судом поражены, и ты того же бойся.
А что с тобой до настоящего времени ничего подобного не случилось, то делает благость Божия, которая ведет тебя к покаянию (Рим 2:4), и за это ты весьма Бога благодари всегда, до кончины жизни твоей, что Он по милосердию Своему тебе в такие случаи впасть не попустил, а впредь бойся и поступай осторожно.
Прочие, которых вышесказанные случаи постигли, их не чаяли себе, однако приключилось с ними то, чего не ждали: и ты, хотя и надеешься избежать таких случаев, однако ж, могут они с тобой приключиться. Так что, глядя на бедствия других, учись осторожнее поступать и внимай себе.
Почти столько смертей, сколько людей: единым образом все рождаемся, а умираем различным. Сам приход смерти тебе не так будет страшен, если ее каждый день и час будешь ожидать, так же, как нестрашен бывает неприятель, нападения которого ожидаем всегда. Помни, что бесчисленным случаям смертным подлежишь, а когда умрешь неизвестно — это суд Божий сокрыл.