ПОКА НЕ ПОЗДНО

ПОКА НЕ ПОЗДНО

Из «Поучительных слов» святителя Ильи Минятия. Молод был иудейский царь Седекия, когда начал царствовать. Молодость была причиной того, что он стал жить нечестиво, попирая все законы, и Божеские, и человеческие. Он беззаконновал и увлекал своим примером всех своих подданных – и духовных, и мирских, и весь свой народ. Желая обратить нечестивого царя к покаянию, Бог часто посылал к нему Иеремию и других Пророков Своих, которые не переставали его увещевать, обличать и угрожать ему гневом Божиим, но Дух Святой давно изрек о всех таких грешниках: «егда нечестивый приидет во глубину зол, нерадит», т.е. не обращает ни на что внимания.

Очерствело сердце Седекии. Бога он не боялся, Иеремии не слушался, над другими Пророками смеялся, совсем ожесточился во зле. «И не усрамися, – повествует о нем Св. Писание, – лица Иеремиина, и бе поношая и уничижая словеса его, и ругаяся пророком, и ожесточа сердце его, еже не обратитися ко Господу» (2Пар.36;12-13). Долго ли это продолжалось? До тех пор, пока разгорелся на него гнев Божий, и не было ему пощады. Воздвиг Господь великого завоевателя царя Ассирийского Навуходоносора, и пришел он с многочисленным войском и осадил Иерусалим. Тогда только Седекия вспомнил Бога и Пророков Его. И послал он к Иеремии, чтобы тот помолился об избавлении его от неминуемой беды. Но что же вышло? Иеремия не просит, и Бог не помогает! Вступил торжествующий тиран во святой град, сжег храм, ограбил священные сосуды, избил всех жителей, захватил самого царя, заколол пред его очами всех его детей, ослепил его самого и, скованного, повел пленником в Вавилон.

Дело, достойное удивления! Неужели Бог не принял покаяния Седекии? Да, не принял! Сколько раз презирал Седекия Бога; вот, наконец, и Бог оставил Седекию. Значит, и Бог оставляет грешников? Да, оставляет. Когда же? «Егда взыдет гнев Господень», когда возгорится ярость Божия, когда настанет конец Его долготерпению. Было и для Седекии время, когда он мог покаяться, но сам не хотел; пришло время, когда он и захотел, но уже не мог. Не было у него в свое время хотения, не стало теперь для него и благодати.

Какой страшный пример! Несчастные грешники! К вам слово мое: Бог послал к вам священников и учителей, которые каждый день возвещают вам волю Божию; послал отцов духовных, призывающих вас к Таинству покаяния. Все они говорят вам о покаянии, все обличают ваши грехи, угрожают вам Судом Страшным и мукой вечной; но вы ни во что ставите их слова, вы смеетесь над ними, как Седекия над пророками. Ожесточились вы во грехе, окрепли в навыке злом. Убойтесь! Слышите слово Христово: «и во гресе вашем умрете» (Ин.8;21). Придет время, неожиданно настанет смерть, и это может случиться завтра, сегодня, вот в этот самый час. Что, если она застанет вас на самом деле греховном? Или пусть даже придет смерть и в свое время, во дни старости: до покаяния ли вам будет, когда около постели вашей будут плакать жена и дети, когда тело ваше изнеможет от тяжелого недуга, когда самая смерть будет уже пред вашими глазами? Что это будет за покаяние при таком смятении души? Тогда ли достанет у вас силы сломить оковы греховной привычки? Тогда ли думаете поправить все зло, какое делали всю свою жизнь? Но пусть так, пусть это возможно; а примет ли Бог тогда ваше покаяние? Кто будет вам в этом порукой? Вы так многократно оскорбляли Господа: что, если Он отвратится тогда от вас, как отвратился от Седекии? Он столько раз вас призывал к Себе, и вы не послушали Его: что, если и на вас сбудется Его слово: «взыщете Мене и не обрящете, и во гресе вашем умрете?» О, какая великая хитрость диавольская в том, что люди откладывают покаяние! Ад полон душами, которые надеялись получить Рай! Нет, брат-христианин! Если не хочешь погибнуть, не откладывай покаяния. Не знаешь ты, что принесет тебе завтра. Время идет, узлы греховные все затягиваются крепче и крепче.

О греческом царе Александре Македонском рассказывают, что в одном городе ему показали узел, концы которого были так запутаны, затянуты и укрыты, что никак нельзя было его распутать. А древнее предание гласило, что кто развяжет этот узел, тот овладеет всей Азией. Долго его рассматривал честолюбивый царь-завоеватель.

Узел грехов сплетен еще мудренее, брат мой! И верно обещание Божие: кто развяжет этот узел, тот получит Царство Небесное. Если уже не в силах ты распутать его своим умом, то рассеки его мечом твердой решимости.

Вот узел памятозлобия – он крепко затянут. Тяжело, говоришь ты, простить врага, который позавидовал моему счастью, который искал моей жизни, коснулся моей чести, а честь так дорога каждому человеку! Да и что еще будут говорить про меня люди? Однако нужно покаяться. Дело идет о Царстве Небесном. И вот поднимается борьба злопамятства с чувством покаяния, борьба духа мира сего с Христовым Евангелием, людского мнения – с законом Божиим. Ты колеблешься, медлишь, не знаешь, что делать. Ах, брат мой! Если будешь думать о том да другом, то никогда не развяжешь узла. Возьми меч, возьми меч! Тут нужно решительно сказать себе: «Прощу я, от души прощу врагу моему, ибо ТАК ПОВЕЛЕВАЕТ МНЕ БОГ! Он Сам говорит: любите враги ваша! Так учит меня Своим примером Пригвоздившийся за меня на Кресте. Он простил врагам Своим. Прощу и я. Если не прощу, то и мне нет прощения!» Вот этот узел и будет рассечен совсем!

Возьмемся за другой узел – узел сребролюбия. Какое и тут заплетение! Привлекательна чужая вещь: взял ты ее, украл и говоришь: «Как мне ее возвратить? Разве себя и детей оставить без куска хлеба?» Но, други мои! Ведь нужно же и покаяться. Дело идет о Царстве Небесном. И вот опять начинается борьба: ты протягиваешь руку, чтобы чужое отдать тому, у кого взял, а сребролюбие тебя удерживает; ты хочешь отдать, а оно внушает тебе мысль: с чем сам ты останешься? Ах, брат мой! Если будешь так сводить счеты свои, то никогда не развязать тебе этого узла! Возьми меч, возьми меч! Тут надо решительно сказать себе: «Возвращу чужую вещь – иначе нет мне спасения! Неправедное не благословляется Богом! Лучше быть нищим, чем идти в муку вечную. Милы мне дети мои, но также мила мне и душа моя.» – «Если хочешь, говорит св. Иоанн Златоуст, оставить детям богатое наследство, оставь им Промысл Божий». Так будет рассечен и этот узел.

Остается еще узел плотских страстей. О, как крепок этот узел! Вот уж истинно: не видно тут ни начала, ни конца. Давняя привычка становится не узлом уже, а железной цепью. Но у тебя есть желание покаяться. Ведь речь идет о Царстве Небесном. И вот начинается борьба: тебя удерживают во грехе и слезы, и мольбы, и ласки, и обещания. Твое сердце рассечено пополам, одной половиной владеет женщина, другой – духовник. Что тут делать? Я скажу тебе, что делать. Ты ведь и Бога боишься, и людей стыдишься, и в совести страдаешь. Смотри же: если будешь раздумывать и медлить в нерешительности своей, то никогда не развяжешь этого узла. Сегодня встретишь одно препятствие, завтра – другое. А враг затянет узел еще крепче. Нет, брат! Возьми меч, возьми меч! Скажи себе решительное слово: «Покаюсь, брошу грех, спасу свою душу! Покаюсь, ибо ПОКА Я БЛУДНИК, Я НЕ ХРИСТИАНИН. Я так давно не исповедовался, давно не причащался Св. Христовых Таин, отчужден я от Бога, Небесного моего Отца, живу и страдаю от мучений совести. Покаюсь без всякой отговорки, не теряя времени!» Так рассечешь ты и этот узел. О, если бы вразумил тебя Бог рассечь его скорее, сего же дня, не ожидая завтра! Ведь кто может, но не хочет ныне покаяться, для того недалеко время, когда он и захочет, да уже не сможет этого сделать!

Написать комментарий