ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН ВОЖДЕЛЕНИЯМ И ПОХОТЯМ ПЛОТСКИМ ПРОТИВИТЬСЯ И ИХ БЛАГОДАТЬЮ БОЖИЕЙ ПОБЕЖДАТЬ И УМЕРЩВЛЯТЬ

ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН ВОЖДЕЛЕНИЯМ И ПОХОТЯМ ПЛОТСКИМ ПРОТИВИТЬСЯ И ИХ БЛАГОДАТЬЮ БОЖИЕЙ ПОБЕЖДАТЬ И УМЕРЩВЛЯТЬ

«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Галл.5:16-17).

Поскольку в христианине двоякое имеется рождение, ветхое и новое, или плотское и духовное, то в том же христианине двоякий и человек – ветхий и новый: двоякий не по существу (ибо по существу человек один, так как одно тело и душа, из которых существо человека состоит), но по внутреннему устроению, наклонностям и действию. Ветхий человек иначе называется внешним, новый же – внутренним, как говорит апостол: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16). Еще называется ветхий плотью, новый же – духом, как тот же апостол учит: «плоть желает противного духу» (Галл.5:17).

Эти два человека, в одном христианине обретающиеся, как противоположны между собою, так непрестанную между собою имеют брань, и друг другу противятся, как учит апостол: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся». Чего хочет плоть, того не хочет дух, и чего хочет дух, того не хочет плоть. Что плоть хочет делать, того не хочет дух и противится тому, а что дух начинает и делает, тому плоть противится, и хочет это разорить. От сего сражения и брани следует то, что одно побеждает, другое бывает побеждено, ибо брань без этого не бывает. Когда побеждает внутренний человек, тогда побеждается внешний, и когда побеждает внешний, тогда побеждается внутренний, от чего бывает одному жизнь, а другому смерть. Так бывает и в природе, например, когда находит свет, тогда исчезает тьма; и когда наступает холод, тогда погибает теплота; и когда отходит от человека жизнь, тогда наступает смерть, ибо тление одного бывает рождением другого. То же делается и в брани этой духовной: когда умирает внутренний человек, тогда живет и преобладает внешний человек, а когда умирает внешний, тогда живет и обновляется внутренний, как говорится: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».

Это сражение, или брань, между плотью и духом бывает в двух видах:

1) В догматах и тайнах святой веры. Плоть немощная чего не чувствует и разумом не постигает, того не принимает. Что Бог един естеством, но Троичен во Ипостасях, того она не принимает. Что мир из ничего создан, того не принимает, рассуждая, что ничего из ничего не бывает, но все от чего-то иного рождается. То, чтобы Деве без мужа родить и Девою пребывать, Богу воплотиться и Человеком быть, человеку умершему и в прах рассыпавшемуся восстать, и прочие тайны святые плоть считает безумием. Посему Никодим, еще мудрствующий по-плотскому и не разумеющий тайн Божиих, не верит, и говорит Христу, поучающему о новом и духовном рождении свыше: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Как это может быть?» (Ин.3:4, 9). И апостол Павел с прочими апостолами говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1Кор.1:23). Поскольку душевный человек, то есть плотской, «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор.2:14). Отсюда произошли душепагубные мнения о создании мира, о Боге, о Христе, Сыне Божием, о воскресении мертвых и о прочих догматах христианской веры в христианах, которые о них рассуждали по плотскому разуму, который, будучи слеп сам в себе, постигнуть их без помощи веры не может, и так заблуждается, а не пленяли разум в послушание веры. Но дух и вера, в истинном христианине живущая, отводит его к безопаснейшему пристанищу откровения Божия, которое содержится в Слове Божием, и указывает на истину и всемогущество Божие, и этим духовным мечом «ниспровергает всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяет всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:4–5). Немощной и слепой плоти много помогает сатана, враг христиан, который так же борется против духа, и зачавшуюся искру веры старается угасить, говоря человеку в сердце его о святых тайнах: «Как это может быть?» Как Бог, Един естеством, может быть в Трех Лицах? Как мир из ничего может быть создан? Как Дева могла родить Бога Безначального? Как может Бог, человеком невидимый, видимым быть, и Безначальный начаться, и Бесстрастный пострадать, и Бессмертный умереть, и мертвый воскреснуть? Как тело умершее и сгнившее снова может восстать? Как грешник, обремененный грехами, перед праведным судом Божиим одной верой оправдаться может?» Эти и прочие раскаленные стрелы вражьи вынуждена терпеть верная душа (Еф 6:16). Но вера истинная твердо противится им, и, как «победа, победившая мир, побеждает их» (1Ин.5:4–5), утверждаясь неложным и верным свидетельством Слова Божиего. Ибо «свидетельство Господне верно» (Пс.18:8).

2) Бывает брань между плотью и духом в склонностях, которые касаются нравов. Плоть хочет делать то, что ей свойственно и приятно, как-то: величаться, гордиться, превозноситься, в славе, чести и почтении у людей быть, сладострастию своему угождать, ближнему за обиду мстить, богатство собирать, уповать на свою силу, хитрость, богатство, на князей и вельмож века сего, и проч. Но дух от всего того отвращается, как от суетного, и научает Бога бояться, любить, почитать, и на Него единого надеяться, и Его призывать и у Него помощи искать. И в этой брани плоти нашей против духа нашего помогает сатана, который как прародителей наших в раю, так и ныне христиан отвратить тщится от любви Божией, послушания и почитания.

Весь христианский подвиг в том состоит, чтобы вначале пресекать злые помыслы, которые восстают против веры святой и Божиего закона и хотят благочестивое сердце извратить, и не попускать им возрастать и усиливаться. Об этом все святые Божий угодники заботились и подвизались. Ради этого и ныне хотящие благочестиво во Христе Иисусе жить подвизаются. Об этом и нам, христианин, заботиться и подвизаться подобает. В этом деле, столь важном, в котором о спасении души своей подвизается христианин, должны мы подражать тем людям, которые защищают или дом свой от разбойника, или город от неприятеля. Они все старание полагают на то, чтобы врагами своими не быть побежденными, противятся им и отражают их, уязвляются от них и уязвляют их. Так должно и нам поступить, когда на дом души нашей наступает враг наш, дьявол, и хочет его разорить: должно противиться ему, отражать его и не допускать. Или, как хозяин, когда загорается дом его, старается пламя погасить, так и нам, когда лукавый бросает в души наши злые помыслы, как раскаленные стрелы, должно угашать их и не допускать дому нашему загореться. Ибо как разбойник, войдя в дом, разоряет его и хозяина умерщвляет, или как неприятель, взяв град, опустошает его и граждан или пленяет, или умерщвляет, так дьявол, неприятель христиан, когда через злые помыслы возьмет дом душевный, подобное душе причиняет разорение. Тогда душа уподобляется опустошенному городу, о чем Ангелы и святые Божии сетуют. Ибо как «о грешнике кающемся радуются» (Лк.15:10), так о праведнике совратившемся жалеют и болезнуют. Потому должно нам, христианин, зато весь труд полагать, чтобы неприятеля сего в дом наш не допускать, затворять перед ним двери, противиться, крепиться и отражать его. Не корысти какой ищет он у нас, но нас самих хочет пленить и погубить. Не богатство какое тленное, но сокровище нетленное, вечное душ наших спасение старается отнять у нас. Поэтому послушаем апостольское увещание: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1Петр 5:8–9).

Примечай, христианин, следующее:

1) Брань эта и подвиг предстоит всем христианам и людям всякого чина и звания, имя свое записавшим Христу. Ибо апостолы святые ко всем христианам без разбора о ней пишут и поощряют к подвигу. Поэтому всякому, кто хочет спастись, надобно подвизаться. Следовательно, худо некоторые из любящих похоти думают и баснословят, будто бы одних монахов и прочих безбрачных касается умерщвление плоти. Ибо апостолы святые об этом писали ко всем, брачным и безбрачным, и под умерщвлением плоти подразумевается не только умерщвление похоти блудной, что особенно к безбрачным относится, но и прочих стремлений страстных, как-то: гнева, злобы, зависти, сребролюбия, гордости, мести, злоречия, и прочего. Ибо все это зло – плод плоти нашей, как видно из пятой главы Послания к Галатам, где плотские дела апостолом перечисляются.

2) Брань эту непрестанно надлежит нам вести, на всякое время и на всяком месте. Ибо везде и всегда, в городе и в пустыне, днем и ночью, страсти наши с нами, как домашние враги. «Плоть всегда противится духу» (Галл.5:17), и сатана со своими злыми слугами, как лев рыкая, везде и всегда ходит, «ища, кого поглотить».

3) Враги наши не оставляют нас до самой кончины, но тогда более всего и борют нас, и подвизаются против нас, желая у нас похитить венец наш. Тогда предстоит каждому христианину или победить и вечно жить и торжествовать, или быть побежденным и получить вечный стыд и навечно умереть. Ибо с того часа всякий или блаженную, или горькую начинает вечность. О! Спаси нас, Господи, в час тот. Хотя и всегда, но особенно в час тот всякое искусство и разум человеческий оскудевает. Вера истинная и живая, упование крепкое на Иисуса, Победителя смерти и ада, торжествует тогда. О! Предстань мне тогда, смиренному и недостойному рабу Твоему, Благий Иисусе, Искупитель мой, мне, которого даром возлюбил и предал Себя за меня, и ныне не оставь меня. «Боже мой! Не удалися от мене, Боже мой! В помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою; да облекутся в стыд и срам ищущие злая мне» (Пс.70:12–13). Тогда более всего, любезный христианин, нужна усердная молитва, и из глубины сердца воздыхание, и надежда паче надежды, и упование паче упования. Поэтому ныне, во время жизни нашей, час оный должно помнить и молить Иисуса, чтобы тогда не оставил нас, но должно и самим нам ныне Его не оставлять и усердно служить Ему.

4) Поскольку такую лютую и всегдашнюю брань надлежит нам вести, то не должно нам дремать. Не должно, говорю, дремать, когда враги наши на погибель нашу всегда и везде бодрствуют, но должно, стряхнув сон лености, всегда бдеть и на страже против нападения их стоять, по увещанию Христову: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). И еще: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). И еще: «Вот гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр.3:11). То же и апостолы Его говорят нам: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). И еще: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5:8-9). 5) Старание человеческое само собою едва что может. Ибо надобно человеку против себя самого, то есть своего природного злонравия, вооружиться и стоять. Злонравию своему можем удобно и охотно следовать, но против него стоять и победить его сами не можем. Ибо как вниз по реке судно само собою удобно плывет, но против течения и ветра плыть само не может, и нужен для этого сильный гребец и правитель, так и естество наше, как растленное, грешить удобно может, и грешит, но против греха стоять и победить его никак не может, а надобно для того искать помощи и силы у Победителя смерти и ада, Иисуса Господа, Который «крепость людям Своим даст» (Пс.28:11). Сего ради должно нам на подвиг наш помощи просить у Самого Бога, Который велит просить, и обещается подать: «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7), и: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Ныне, то есть в веке этом, доколе живем здесь, доколе в пути находимся, благоприятное время подвизаться, просить, искать и стучать, чтобы в то время, когда только истязание и суд будет, не посрамиться.

6) Поскольку брань эту всем христианам надлежит вести, ибо плоть и враг-дьявол никого из христиан бороть не прекращают, то, если кто из христиан не чувствует ее, должно ему осмотреться: не находится ли он в плену и власти вражьей. Ибо так бывает и в брани видимой: кто неприятелю своему, восстающему на него, не противится, но покоряется, того он не беспокоит, но оставляет в покое и мире, как подвластного. Так и дьявол, враг христиан, того не борет, кто злой его воле покоряется, но оставляет его, как своего пленника, в покое, и этот покой бедственнее всякого беспокойства, ибо к вечному беспокойству и погибели ведет такого пленника. Поэтому всякому христианину должно осматриваться, в каком состоянии он находится. Не для роскоши и веселостей мирских позваны христиане, но на брань, труды и подвиги. Не малый труд и подвиг требуется, чтобы себя самого и растленное свое естество, и врага-дьявола победить. Обещан христианам покой, веселье и всякая сладость, но в будущем веке, хотя и ныне истинные рабы Божий не лишаются своего утешения и радости. Рассуждай о сем, христианин, и не смотри, что нынешний свет делает, но смотри, что Слово Божие предлагает: «трезвитесь, бодрствуйте», и прочее, и внимай себе!

Свт. Тихон Задонский «Об истинном христианстве»

Написать комментарий