ПОЧЕМУ СВЯЩЕННИКИ ЕЗДЯТ НА ИНОМАРКАХ?

ПОЧЕМУ СВЯЩЕННИКИ ЕЗДЯТ НА ИНОМАРКАХ?

Сегодня нередко можно услышать слова недоумения и осуждения в адрес священников, имеющих в собственности шикарные машины-иномарки. Даже воцерковленные люди порой смущаются, видя батюшку на дорогом авто. Обсудить это явление, имеющее явно антимиссионерский характер, т.е. становящееся причиной неприязни к Православной Церкви, мы пригласили в редакцию «Православного Креста» иеромонаха Димитрия (Краснодарская епархия РПЦ), заместителя генерального директора по продажам автосалона «BMW» (г. Москва) Анатолия Степановича Буравченко и рабочего завода «Ростсельмаш» (г. Ростов-на Дону) Константина Сергеевича Переверзева.
 
О. Димитрий: Говоря о священниках и автомобилях, нужно учесть два момента. У священнослужителей очень часто возникает необходимость иметь в распоряжении транспортное средство для исполнения богослужебных треб. Но бывает и так, что у них, особенно у молодых, появляется пристрастие к этому средству. С этим, безусловно, должна вестись борьба – как со стороны самих священнослужителей, так и со стороны священноначалия.
А.С. БУРАВЧЕНКО: Хочу сказать, что иномарки существенно отличаются от отечественных машин. Во-первых, они более комфортабельны и надежны. Например, на иномарке можно ездить три года, пять лет, и ни разу не обратиться в сервис. Отечественные же машины ломаются чаще и требуют постоянной водительской опеки. С девятой моделью «Жигулей» я обращался в автосервис чуть ли не каждую неделю. А когда купил себе первую иномарку, хотя и подержанную, эти проблемы отпали сами собой.
Лично мне понятно, почему некоторые батюшки выбирают иномарки. Потому что меньше с ними проблем и больше в связи с этим свободного времени, которого у священников и так не хватает.
Ценовая политика сегодняшнего дня такова, что за те же самые деньги, которые стоит новая отечественная машина, можно купить неплохую подержанную иномарку. Зато, как говорится, головной боли нет.
Следующая причина – это безопасность. По статистике, в случае ДТП шансов выжить у водителя и пассажиров отечественной машины гораздо меньше, чем у ехавших в иномарке. Поэтому лично меня никогда не смущает, если вижу, что батюшка едет на хорошей машине.
К.С. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Думаю, что смущение вряд ли возникнет, если машина у священника недорогая. Но мне становится не по себе, когда батюшка ездит на какой-то крутой машине, да еще с мигалкой. К примеру, недавно видел, как из последней модели «BMW» вышел священник – с перстнями на руках, одетый шикарно, будто олигарх.
О. Димитрий: Безусловно, такое недопустимо. Но надо еще учитывать и другую ситуацию. Вот у меня, например, нет ни машины, ни водительского удостоверения. И когда меня просят причастить умирающего или пособоровать больного, то приходится ехать на той машине, которую пришлют его родственники. А они иногда приезжают на отечественной, но нередко бывает, что и на дорогих иномарках подвозят. Со святыми дарами на метро ездить не положено, поэтому едешь на том, что есть. И вот однажды выхожу из такой дорогой иномарки, а ко мне подходит подвыпивший парень и говорит:
– Вы что, олигарх?
– Нет, я священник, разве не видите, я в рясе? – отвечаю ему.
– А почему Вы на такой дорогой машине разъезжаете? – продолжает возмущаться парень.
– Это не моя машина, меня подвезли. Все вопросы по поводу машины можете задать водителю, – сказал я ему и пошел к больному.
Но меня удивило то, что парень не слышал или даже не хотел слышать моих слов. Что тут непонятного? Машина не моя. Одет я в простую рясу, без какого-либо блеска. Сапоги на мне старенькие – третий год ношу. Ну никак на олигарха не похожу.
Но парень вбил себе в голову, что я его обманываю и что это моя машина. В его глазах я увидел неприязнь, презрение не только ко мне, но, к сожалению, ко всему священству и к Православной Церкви.
К.С. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Да, это, конечно, культивируется сегодня и навязывается через СМИ, что вот, мол, зачем вы ходите к попам, носите им кровно заработанные деньги, а они себе на них машины покупают. Поэтому я обычно обращаю внимание: когда священник едет не сам за рулем, то машина, скорее всего, ему не принадлежит. И тут, конечно, согласен с Вами, батюшка, что не надо поддаваться провокационной агитации, направленной против Церкви.
А.С. БУРАВЧЕНКО: Подвыпивший человек неадекватен. Но, как говорят в народе, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
О. Димитрий: Священник не может присвоить себе церковные деньги, так как все деньги, например, за свечи, идут на восстановление храма или на его ремонт, другие нужды прихода. Ведется бухгалтерия, как и в любой светской организации. Разве возможно генеральному директору какого-либо предприятия снять с его банковского счета крупную сумму денег и купить себе личную машину? Нет. Ему нужно будет за эти средства отчитаться перед налоговой. Также и на приходе сдаются отчеты в налоговую инспекцию. И если заметят что-то незаконное в действиях священника, то его могут наказать как на церковном уровне, так и на законодательном. Поэтому утверждение, что священники покупают себе автомобили на церковные деньги, является мифом.
Но тут возникает вопрос: «Откуда же берутся машины у священников?» Сами отцы заработать на них не в состоянии, потому что зарплаты у нас небольшие. Обычно машины дарят близкие прихожане или, как принято называть у нас, духовные чада. Ничего удивительного в этом нет. Возьмите для примера врачей. Разве не благодарят их за то, что они вылечили близкого человека, помогли вернуть здоровье? А духовное здоровье, мир душевный для человека намного важнее, и потому всегда есть люди, желающие отблагодарить священника за помощь в период тяжелого духовного кризиса.
Другое дело, что священник должен объяснить чадам, что нежелательно дарить дорогую модель автомобиля, чтобы не вызывать смущения у окружающих.
А.С. БУРАВЧЕНКО: Читал как-то, что по статистике священническое служение считается одной из самых тяжелых профессий. Батюшки постоянно сталкиваются с человеческой бедой, поэтому часто у них случаются инсульты, инфаркты. Невозможно каждый день видеть человеческое горе и быть к нему равнодушным. В то же время мы, светские люди, весьма требовательны к священству. Почему-то нас не задевает, когда на дорогой иномарке едет юрист или дантист. А вот священнику – не положено…
Русь-фронт информационно-православный вестникО. Димитрий: Дело в том, что к священникам относятся у нас как к людям святым, которые не должны быть как все. В этом и причина смущения. Но и слава Богу, что так относятся. Действительно, священник должен быть человеком не от мира сего, примером душевной чистоты, нравственности, честности. Понятно, что на юристов не обращают внимания, потому что к ним и отношение совсем другое.
А.С. БУРАВЧЕНКО: Да вы посмотрите по нашим дворам, какие машины там стоят?! Одна краше другой. Многие люди сегодня живут далеко не бедно. И почему при таком уровне жизни священники должны быть нищими?
Думаю, что если священник живет бедно, то виноваты в этом мы, прихожане, которые, имея хороший бизнес и средства к существованию, не желаем помочь нашим духовным отцам, а только осуждаем их за то, что они используют иномарки как средство передвижения.
О. Димитрий: Священник не должен быть нищим – это будет ему мешать в его служении. Но и – как говорится в Священном Писании – трудно богатому войти в Царствие Небесное. Во всем необходима мера. Роскошь для священнослужителя, как и для любого православного, губительна, но иметь необходимое заповеди Божии не запрещают. Тем более, у мирских священников, как правило, семьи многодетные. И не думаю, что это справедливо, если дети священнослужителя будут хуже обезпечены в сравнении с другими детьми.
К.С. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Прежде чем делать какие-то выводы в отношении священнослужителей, надо сначала посмотреть на себя: живу ли я по заповедям Божиим? Все ли исполняю по совести? Но такой вопрос редко кто себе задает. Отсюда и возникает осуждение.
 
Подготовил
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Написать комментарий