ДА БУДЕТ МЫСЛЬ ТВОЯ ЧИСТА

ДА БУДЕТ МЫСЛЬ ТВОЯ ЧИСТА

Наставления святых отцов. Нужно следить за своими мыслями, когда мы бываем одни. Какие именно мысли тогда овладевают нами? Что особенно мучит совесть? (о. Алексей Мечев).

Как-то сказала я батюшке, что во время пения и чтения в храме меня смущают помыслы тщеславия и теряется спокойствие совести. Он мне на это ответил: «Пред тем, как выйти читать, скажи про себя: "Господи, молитвами отца моего духовного (имя его) помоги мне"» (о. Алексей Мечев).

Злые и худые помыслы суть слова бесов и предтечи страстей (св. Григорий Синаит).

Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять, ибо бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, – и злое отвергать, и доброе обсуждать, и исполнять только то, что окажется истинно добрым (свт. Феофан Затворник).

Если хочешь иметь по Богу житие, помышляй всегда в тайне сердца своего, что ты ниже и хуже всех живущих с тобою. Преуспеяние состоит в том, чтобы приучить себя мыслить в сердце своем: «Каждый человек лучше меня». Без этой мысли человек, хотя бы великие дела совершил, хотя бы кровь пролил, – не угоден Богу.

От напора помыслов, от врага наносимых, читай Св. Евангелие, ибо Слово Духа Святаго отгоняет мрак душевный, более же вражеский (преп. Амвросий Оптинский).

В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром (св. Исаак Сирин).

Мы не можем остановить помыслов, но можем противиться им (св. Ефрем Сирин).

В уединении и тишине, а не в народе и молве родятся добрые и небесные мысли (свт. Тихон Задонский).

Нужно тебе не принимать худой мысли на ближнего твоего. Кто забывает свое заднее добро, тот есть самый мудрый человек.

Кто к Св. Духу мыслию (в молитве) обращается, тот подобен бывает Моисею, от явления Божия лице прославлено имеющему (свт. Василий Великий).

Вопрос: По какой причине бывают хульные мысли? (На Бога, святых, иконы, Св. Тайны, вообще на священное). Ответ: Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов (св. Иоанн Лествичник).

Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает мир у сердца, тонко приводит к нарушению любви с ближними, – он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай – а то уловит и заставит вкусить от запрещенного древа; вооружайся скорее против него, гони его прочь от себя оружиями духовными: славословием Бога, благодарением Бога, преданием себя Его воле, укорением и осуждением себя, молитвою. Превосходное оружие при сильной брани: прийти в свою келью, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяй несколько раз в день и очень помогает (свт. Игнатий Брянчанинов).

Когда страсти взволнуются, ум омрачится и растеряется перед громадностью искушения, помыслы нападут с настойчивостью и неистовством, тогда не только против блудных помыслов, но и против помыслов гнева, печали, уныния, отчаяния, – словом, против всех греховных помыслов, самое надежное оружие – молитва с участием в ней тела (свт. Игнатий Брянчанинов).

Душа, которая любит осуждать людей или непослушлива, или невоздержанна, или оставила покаяние – не может избавиться от бесовских козней и освободиться от плохих помыслов (преп. Силуан Афонский).

Если не обленимся и не дадим у себя места порочным помыслам, но волею своею привлечем ум, понуждая помыслам устремиться к Богу, то, без сомнения, Господь Своею волею придет к нам и действительно соберет нас к Себе, потому что все богоугождение и служение зависит от помышлений (преп. Макарий Великий).

Особенно на сем пути наблюдать должно, чтоб не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по псаломнику: не возглаголют уста моя дел человеческих (преп. Серафим Саровский).

С благословением и крайне осторожно нужно мыслить о троичности Божества (св. Иоанн Кронштадтский).

Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что воздух нашими действиями и нашими греховными мыслями загрязняется, и надо его очищать – святая вода отгоняет и уничтожает этот нечувствуемый смрад.

Примеры внутреннего покаяния видны из дневника св. Иоанна Кронштадтского. Он пишет часто про то, как, заметив за собой грех раздражения, или внутреннего осуждения кого-либо, или принятия излишнего количества пищи, или суетной мысли во время богослужения и т.п., тотчас начинал каяться и усиленно просить Бога о прощении ему подобного греха. «Вот что замечаю в долгом опыте: все, в чем раскаялся человек, осудив себя и дела свои пред Богом и людьми, все это словно исчезает из бытия, становится словно никогда не бывшим, и внутренний свет очищается от всякой тьмы. Когда я исповедуюсь, то обвиняю себя во всех зломыслиях, потому что искренно не нахожу во всем мире такого греха, которого я не сотворил бы мимолетным прикосновением мысли».

Как только заметите, что подходит недоброе, сейчас поражайте то, – неприязнью, ненавистью, гневом. Это то же, что подать в грудь нападающего. Затем вопийте ко Господу, Матери Божией и Ангелу-Хранителю о помощи. И не переставайте вопить, пока не пройдет... Все дело внутренней жизни в этом: заметить врага, подать ему в грудь и вопиять ко Господу (свт. Феофан Затворник).

Много деланий деятельному уму; разумею же – помышление о любви к Богу, о памятовании смерти, о памятовании Бога, о памятовании царства, о ревности св. мучеников, о памятовании вездеприсутствия Божия, о памятовании Святых и умных Сил, о памятовании своего исхода, предстоящей встречи, мучения и вечного осуждения (св. Иоанн Лествичник).

Вырабатывается привычка: привыкнешь о Боге мыслить – так и будешь всегда в душе Его носить, привыкнешь мирское помышлять – так и будешь умом всегда в этом, привыкнешь мыслить страдания Господа, привыкнешь думать о вечном огне – так и усвоится это в душе (преп. Силуан Афонский).

«Греховные помыслы и борьба с ними»

Написать комментарий