ТЕРПЕНИЕМ СКОРБЕЙ ЗАРОЖДАЮТСЯ И СОЗРЕВАЮТ ДОБРОДЕТЕЛИ

ТЕРПЕНИЕМ СКОРБЕЙ ЗАРОЖДАЮТСЯ И СОЗРЕВАЮТ ДОБРОДЕТЕЛИ

Святые Отцы о терпении скорбей. Скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих. Всегда ожидай каких-либо великих и страшных скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя неготовым. Преподобный Исаия Египетский

Кто намеревается соделаться подобным Христу, тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо переносить встречающиеся скорби: телесные болезни или обиды, укоризны от людей или козни от невидимых врагов. Если хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушения, то да будет для нас вожделенною и всегда пред очами нашими преднаписуемою смерть за Христа. Высшее услаждение – ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми за веру в Бога, терпеть всякое оскорбление и позоp. Преподобный Макаpий Египетский

Поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией, и, если что терпим, оно не вредно или не таково, чтобы можно было промыслить что-либо лучшее. Ибо хотя смерть от Бога, однако же, без сомнения, смерть не зло; разве кто назовет злом смерть грешника, потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде. Но... не Бог причиной зол во аде, а мы сами, потому что началом и корнем греха от нас зависящее – наша свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех, то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей? Зло само в себе зависит от нас, таковы: неправда, распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела и все однородные с ними страсти, которые, оскверняя душу, созданную по образу Сотворшего, обыкновенно помрачают ее красоту. Еще злом называем, что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, безславие, ущерб имения, потерю родных. Между тем, каждое из сих бедствий мудрый и благой Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылает на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас. ...Бог сотворил тело, а не болезнь... Душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами. Святитель Василий Великий

С веселием взираю на Господа, даже когда посылает мне скорби, радуюсь, что через печали делает меня легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено. Мужество есть твердость в опасностях. Святитель Гpигоpий Богослов

Цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться. Терпение, с коим подъемлются находящие искушения, состоит не столько в нашей крепости, сколько в милосердии и утешении Божием. Преподобный Иоанн Кассиан

И хорошо живущему непременно должно терпеть обиды от порочных, ибо вооружающаяся на них зависть часто доводит их до осмеяния. Посему если непременно должно терпеть злоречие, то лучше терпеть несправедливо; терпеть же справедливо принадлежит порочным. Незлобивое перенесение оскорблений приносит великую пользу душе. Мужественно потерпи человека неразумного, ибо приятно сохранять равнодушие при людях немудрых тому, кто мудр о Господе. Того признаю истинно мужественным, кого не привела в замешательство злокозненность врагов. Ибо многие обыкновенно бывают преодолеваемы подобными обстоятельствами, а он и в неблагоприятных обстоятельствах не оказывается удобоуловимым, но и напасти переносит благодушно, и козни обращает в случай к приобретению славы, не унижается до раболепного угодничества, но держится такого образа мыслей, который выше всего, что ни злоумышляют другие. Весьма точно знаю, что переносить оскорбления и обиды и здесь доставляет нам доброе о нас мнение, и там принесет нам наивеличайшую похвалу. А что быть признательным к тому, кто обижает и оскорбляет и тем как бы побуждает к большему любомудрию, особенно когда, делая это часто, величается тем,– это дело самое великое. Преподобный Исидоp Пелусиот

В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою. Всем сердцем и с усердием должны мы прибегать к Богу без всяких жалоб или ропота, но во всякой скорби ограждаясь благою надеждою. С благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения. Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели. Преподобный Нил Синайский

И удобно, и вместе душеполезно твердо переносить всякую скорбь, людьми ли она причиняется или бесами, зная, что мы заслуженно подлежим всякой тяготе, и никого притом, кроме себя самих, за то не укоряя. Невозможно миновать печали тому, кто обучается искушениями, но после сего великой сподобляются радости таковые, и слез сладких, и помышлений божественных за то, что болезнование и сокрушение возделали в сердцах своих. Прежде Петру вручаются ключи, а потом попускается ему впасть в отречение от Христа Господа, чтобы падением таким уцеломудрить его о себе мудрование. Так и ты, если, получив ключ разумения, подпадаешь разным искушениям, не дивись сему, но прославляй Единого Премудрого Господа, падениями обуздывающего самомнение, находящее вслед за божественным ведением: ибо искушения суть узда, по Божию промышлению могущая обуздать человеческое надмение. Преподобный Иоанн Карпафский

Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, сострадать всем находящимся в общежитии, ибо исполняет чрез сие заповедь апостола, то есть, если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его (Рим.12:15;1Сол.5:11,14). Преподобные Иоанн и Варсонофий

Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Если ты приобрел жезл терпения, то адские псы скорее перестанут бесстыдствовать перед тобою. Глубина долготерпения показывается в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии, и в отсутствие злословящих. Где является страх геенны, там терпение всяких трудов и скорбей. Поистине дело великое – терпеть поругание от всех. Да не приводит вас в ужас сказанное мною: никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы. Терпение есть предназначение себе и ожидание ежедневной скорби. Преподобный Иоанн Лествичник

Бесы боятся, если увидят, что кто-либо, будучи подвержен оскорблению, бесчестию, ущербам и всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что подвергся сему, но о том, что, подвергшись, не перенес того мужественно, ибо уразумевают из сего, что он вступает на истинный путь и имеет твердое желание ходить в совершенстве по заповедям Божиим. Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни. Некто из святых и говорит: «Кто доставил святым мученикам венцы оные, если не мучители их? Кто даровал святому Стефану такую окружающую его славу, если не те, кои побили его камнями?» – прилагая к сему изречение другого святого, который говорил: «Я не виню поносящих меня, а, напротив, называю их и почитаю своими благодетелями; и не отреваю Врача душ, подающего тщеславной душе моей врачевство бесчестия, боясь, как бы Он некогда и моей бедной душе не сказал: «Врачевахом Вавилона и не исцеле» (Иер.51:9). Не всем принадлежит терпеть бесчестие за имя Христово, не всем, но только святым и чистым; дело же подобных нам людей – с благодарностью принимать бесчестие, исповедуя, что справедливо терпим за худые дела наши. Блаженный авва Зосима.

Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие, терпение же до конца искореняет из души все худое. Преподобный авва Фалассий

Не оскорбляйся на того, кто против твоей воли оперировал тебя (то есть обличением вывел наружу кроющееся в тебе зло), но, взирая на выброшенную нечистоту, себя окаивай, а Бога, бывшего причиною такого о тебе устроения, благословляй. Преподобный Илия Екдик

Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра – мужество; теперь печальное расположение, а вдруг – воодушевление; сию минуту страстей восстание, а в следующую – Божия помощь их пресечет. Не таким, как вчера, явишься ты, возлюбленный. Но придет к тебе благодать Божия, и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: «Где был еси доселе, Господи?» – и Он скажет тебе на это: «Смотрел, как ты борешься, и ждал». Будем же терпеливы, возвеликодушествуем немного, стесним себя и тело свое придавим, порабощая его и далеко от себя отбрасывая страсти. Преподобный Феодор Студит

Скорби находят и за прежде бывшие грехи, принося с собою сродное каждому прегрешению. Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи, ибо некоторые благоугождающие Богу бывают искушаемы. Когда постигнет тебя скорбное искушение, то не изыскивай, для чего и отчего оно пришло, но старайся, как бы это перенести с благодарностью, без печали и злопамятства. Муж долготерпеливый изобилует разумом, равно как и преклоняющий слух свой к словам премудрости. Когда претерпишь какое-либо бесчестие от людей, разумей, что это послано от Бога к славе твоей, – и таким образом в бесчестии будешь без печали и смущения и в славе, когда она придет, будешь верен и избежишь осуждения. Пpеподобный Маpк

Болезни полезны для тех, кои только вводятся в добродетельную жизнь, тем, что содействуют им к истощанию и усмирению горячей плоти. Они силу плоти делают слабейшею, грубое перстное мудрование души истончевают, ее же собственную силу соделывают сильнейшею и мощнейшею, по божественному Павлу: «Егда бо немощствую, тогда силен есмь» (2Кор.12:10). Не хочет Бог, чтобы делание ревностных подвижников оставалось неискушенным, но чтобы подвергалось большим испытаниям. Почему напускает на них огнь искушений и на время скрывает даемую им свыше благодать, а духам злобы иной раз попускает взволновывать тишину помыслов их, чтобы видеть склонение души: кому она больше угодить хочет, Творцу ли и Благодетелю своему или мирскому чувству и сласти удовольствия чувственного. И потом или усугубляет им благодать, если они преуспевают в любви Его, или бичует искушениями и скорбями, если пристрастны к земным вещам, пока восприимут ненависть к видимым благам, по причине изменчивого их непостоянства, и горечь удовольствия от них потопят в слезах. Слава Господу Богу, горькими врачевствами (бедами, искушениями) в сладость здравия нас вводящему! Преподобный Никита Стифат

Написать комментарий