КАК ПРОВЕРЯЮТ ПОДЛИННОСТЬ ХРИСТИАНСКИХ РЕЛИКВИЙ И АРТЕФАКТОВ?

КАК ПРОВЕРЯЮТ ПОДЛИННОСТЬ ХРИСТИАНСКИХ РЕЛИКВИЙ И АРТЕФАКТОВ?

В Воронеже теперь могут ответить на этот вопрос. Там открылся первый и пока единственный в России специализированный научный центр. В нем уже провели экспертизу частиц дерева Креста Господня.

 

Православным храмам нередко дарят частицы мощей; артефакты "времен Христа" покупают по каталогам - чтобы проверить подлинность таких предметов, порой хватает беглого взгляда, а может понадобиться и чуть ли не детективное расследование.

* * *

"Догадаетесь, что это?" - директор первого в стране Центра исследования и экспертизы христианских реликвий и артефактов при ВГУ Михаил Артеев держит небольшой глиняный сосуд с носиком. С первого взгляда похоже на масляный светильник. "Хорошо, а его возраст? Если я как эксперт скажу, что он сработан две тысячи лет назад в Палестине, - поверите?"
...Вот кто-то тоже также "повелся". Купил ручную поделку некоего араба-кустаря в антикварной лавке за несколько тысяч долларов (хотя красная цена ей - долларов 10-20). Сказали, что якобы вещью пользовались в I веке в Вифлееме. Нечеткий орнамент, белесый налет "древней пыли" - сработано подстарину, однако под микроскопом видны следы кисти на цементном растворе. Та же история - с "древним распятием из кардинальской часовни" с кусочком воска вместо реликвии: то ли стилизация, то ли фальсификация первой половины ХХ века.
Рядом на столе - документы XVII и XVIII веков из Германии, Франции, Италии с выцветшими чернилами и оттисками печатей. Настоящие. Своего рода сертификаты конкретной святыни, переданной для общего поклонения. По таким бумагам, прилагаемым к реликвии или осевшим в архивах обителей, городов или университетов Европы, отслеживают судьбу того или иного священного предмета. Но постойте, какое отношение все это имеет к России?

* * *

- Наши приходы и монастыри тоженередко получают частицы древа святого Креста или мощей из Европы и Америки, где католические костелы сейчас закрываются. А в России святыни всегда востребованы - в советское время многое было уничтожено, - поясняет Михаил Артеев. - Каноническое право запрещает католикам продажу реликвий - под угрозой отлучения от их церкви. Да и многим православным такой "хозяйственный оборот", думаю, покажется кощунством.

Но, во-первых, передачу святыни можно оформить как благотворительное пожертвование, а во-вторых, многие наследники европейских аристократических фамилий уже не считают себя католиками и готовы запросто выставлять реликвии на продажу. В России же есть церковные спонсоры, готовые платить деньги за то, чтобы в храме их города или коттеджного поселка находились древние святыни. Увы, конечно, и тут нередко возникают злоупотребления.
Этой темой Артеев - юрист, выпускник аспирантуры Московской духовной академии - заинтересовался несколько лет назад. Помог случай. Знакомому священнику подарили реликвию с неясной судьбой. Дабы развеять сомнения, пришлось поскать информацию в литературе, прибегнуть к помощи специалистов - аутентичность происхождения была доказана. А позже возник уже профессиональный интерес - недостатка в "загадочных" реликвиях и "старинных" артефактах ныне нет. Сейчас даже в каталогах антиквариата и на интернет-аукционах можно увидеть не только средневековые доспехи или драгоценности, но и частицы мощей святых.

Зачастую, по словам Михаила, подделки налицо:
- Стоимость реликвий не такая заоблачная, как у произведений искусства, потому и фальсификации низкопробны. Порой в погоне за деньгами мошенники теряют чувство реальности - я держал в руках "артефакт XVII века", часть которого была пластмассовой, видел "документ XIX века", отпечатанный на струйном принтере. Меня просили помочь перевезти в Россию огромные по историческим меркам части "чудотворных мощей св. Димитрия", пару лет назад на продажу в Интернете выставили "череп апостола Филиппа"... Тут и экспертиза не нужна - вероятность того, что столь крупные подлинные реликвии могут находиться у частных лиц, равно нулю. В каталогах антиквариата бывают вещи, похожие на подлинные. Скажем, классические католические реликварии примерно середины XIX века: один с частью мощей святого Лаврентия, другой - с частицей плаща Иосифа Обручника. И хотя мои выводы основаны на опыте - видел десятки подобных реликвий, знаю виды сургучных печатей для их освидетельствования, - я все равно говорю, что необходимо изучить предметы пристальнее. А когда предлагают аналогичный артефакт "XVIII века с частицей Святого Креста" и современной печатью, для имитации устаревания вывалянной в грязи, это явный обман. Наверное, было бы правильно запретить открытую продажу церковных святынь, как предлагают американские коллеги.

* * *

Отличить старинную печать от новодела или доказать, что за частицу древа от Креста Господня выдают сосновую щепку, можно при помощи вполне обычного лабораторного оборудования. В Воронежском госуниверситете новому Центру выделили мощный микроскоп. При необходимости в экспертизе участвуют специалисты с разных кафедр - химики, биологи, историки.
Верификация реликвий - мировая научная практика. На Западе подобные исследования ведут крупные ученые на самой современной аппаратуре. Светские специалисты в области археологии, антропологии и радиоуглеродного анализа в свое время изучали Туринскую плащаницу и освидетельствовали мощи святителя Николая Мирликийского. Предметом изучения были мощи апостола Луки, хранящиеся в Падуе. Генетический анализ установил сирийское происхождение человека, чьи останки там покоятся, - а Лука, по церковному преданию, был именно сирийцем. Доказано, что умерший жил в первые века нашей эры и, судя по найденной в тканях пыльце растений, в Палестине. Это также соотносится с биографией апостола. Наконец, мощи оказались полностью совместимы с черепом святого Луки, имевшимся в Праге, и несообразны с тем, что выдавалось за его же голову в Риме. Сомнительную реликвию изъяли из поклонения. В Воронеже мечтают поднять экспертизу артефактов на столь же высокий уровень.

* * *

- Такие исследования близки к изучению предметов культуры и искусства, которым занимается ряд бюро, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Но наша сфера интересов ближе к религиоведению, - подчеркивает Михаил Артеев. - Наука не оценивает "степень святости" реликвии, не судит о подлинности событий, связанных с ее судьбой. Можно лишь определить происхождение предмета и его историю. Быть уверенным в аутентичности святыни православному священнослужителю весьма важно.
Многие древние реликвии - относящиеся к жизни Христа, Богородицы, апостолов и первых святых - в конце средних веков оказались в Европе. После Тридентского собора любые значимые операции с этими предметами четко оформлялись на бумаге, заверялись печатью епископа. Подобной системы правил в России не было и нет, но на многие реликвии есть дарственные либо документы, составленные еще до ввоза святынь в страну (например, из Греции). При раздроблении мощей и их перемещении составляют сопроводительные письма. А вот фальсификации "чисто русских" реликвий представить трудно, считает эксперт воронежского Центра - директор зональной научной библиотеки ВГУ Аркадий Минаков:
- В этом просто нет необходимости. Может встать другой вопрос - об идентификации мощей новомучеников и новопрославляемых святых. Исследование мощей, возвращенных Церкви после перестройки, тоже входит в область нашей компетенции.

* * *

Кстати, о специалистах. ВГУ с сентября 2012-го будет готовить магистров по программе "История Православной Церкви". Часть из них и привлекут к исследованию и экспертизе реликвий.
- В последнее время - с подачи МГУ и СПбГУ - изучение истории Вселенской и Православной Церкви как светская дисциплина внедряется в практику преподавания в вузах, - отмечает куратор программы Аркадий Минаков. - Отношения между Церковью и государством, церковное искусство, духовная литература и образование - эти феномены требуют научного осмысления. ВГУ уже сотрудничает с Воронежско-Борисоглебской епархией и местной семинарией. У нас прекрасная база - одно из крупнейших научных книгохранилищ страны, ценнейший фонд редких книг. На их примере можно и нужно знакомить будущих экспертов с образчиками старинной бумаги, шрифтами, особенностями чернил и маргиналий на полях.
Одной из первых задач для учащихся станет формирование электронного каталога христианских реликвий - с описанием, историей, информацией о местонахождении каждой и академическими ссылками на профильные исследования. Многие научные труды не переведены на русский, поэтому у магистров будет шанс получить языковую практику.

По материалам СМИ

Рекомендуем каталог православных сайтов для поиска читателей по теме православие и христианство. 

Написать комментарий