ПОЛКОВЫЕ СВЯЩЕННИКИ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ

ПОЛКОВЫЕ СВЯЩЕННИКИ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ

Совсем недавно начальник главного управления по работе с личным составом Минобороны РФ Сергей Чварков посетовал, что формирование института священнослужителей в Российской армии идет не так быстро, как хотелось бы, но он уверен, что эта задача будет решена.
Как заявил С. Чварков, «далеко не всегда эти священнослужители, которых нам предоставляет Церковь, соответствуют тем требованиям, которые у нас есть в данной категории».  Однако, как отмечает сам начальник, задача, поставленная верховным главнокомандующим по формированию института священнослужителей в армии, выполняется. «Задача выполняется, но она настолько тонкая, важная, что ее нельзя делать бегом», - добавил он.
Чварков пояснил, что к военным священнослужителям предъявляется ряд непременных требований. Например, они должны обязательно отслужить в Российской армии и иметь хорошее здоровье.
Он сообщил, что на должности капелланов уже назначен 21 священнослужитель, всего же в Российской армии учреждено 242 должности военного священника. 
По словам представителя Минобороны, решение о введении института военных священников отвечает духовным потребностям военнослужащих. Согласно проведенным в армии опросам, в 2010 году 62% военнослужащих заявили, что они верующие, а в 2011 году таких военнослужащих уже было 79%. 

* * *

Справедливо, что сегодня общепризнанна ведущая роль Православия и Русской Православной Церкви в создании, укреплении и сохранении российского государства. Но очень несправедливо, что об их роли в деле военного строительства, создании и укреплении Армии и Флота России, достижении славных побед русского оружия говорится неоправданно мало, хотя Армия и Церковь, Армия и Православная Вера неразрывно связаны в истории нашей Родины.

Столетиями Русская Православная Церковь освящала профессию защитника Отечества и сегодня за каждым своим богослужением молится о воинстве России. Во все времена Русская Православная Церковь призывала верующих и всех граждан России любить свое земное Отечество и не щадить жизни для его защиты.

Русская Православная Церковь изначально воспитывала в русских воинах чувство долга и личной ответственности за защиту Отечества, как чувство долга и ответственности перед Богом. Православие всегда рассматривало воинское служение как служение Божьему делу на земле. Защищать Русь, Россию, означало в то же время, защищать Православие, защищать дом и дело Богородицы, дом и дело Самого Бога. Все подвиги русских воинов были основаны на вере в высшую правду, в Божий Промысл.

В России все материальные аспекты войны и военного дела занимали хотя и значительное, но, безусловно, подчиненное положение. Из учебников мы узнаем о подвиге Александра Невского, как, используя фактор внезапности, он с малой дружиной разбил многочисленных шведов. Но в учебниках ни слова не говорится о главных причинах его победы, а именно о том, что все его воспитание основывалось на Православии, обучение грамоте и письму происходило по Библии и Псалтыри, а вся повседневная жизнь определялась кругом церковной службы, он постоянно слышал жития святых, цельность Православия воспринималась им органично. Княжич Александр, как и любой ребенок его среды, с детства готовился к битвам за землю Русскую, воспитывался под знаком предстоящей ему государственной деятельности во благо Русской земли. Все воспитание ковало в нем несокрушимую волю к единодержавию и понимание, что он призван Богом на защиту своего Отечества. Именно эти два обстоятельства оказали решающее влияние на воспитание у него чувства долга и ответственности князя перед его людьми и Отечеством. Поэтому, получив весть, что Биргер высадился с большой ратью в устье Ижоры, Александр не колебался, он знал свой Долг и свято верил в помощь Бога. Летопись свидетельствует, что перед выступлением Александр коленопреклонно молился перед алтарем в храме Святой Софии. Получив благословление, вышел из храма и обратился к своей дружине и ополчению со словами. «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем...» Сформулированный Святым Благоверным Великим князем Александром Невским, на основе библейского смысла, девиз: «Не в силе Бог, а в правде!», на многие века стал ведущим для российского воинства.

Всматриваясь подобным образом в историю России, в деяния ее устроителей и защитников, мы видим не только духовную и нравственную силу Православия, но и его огромное объединяющее и политическое значение для становления российской государственности, формирования и воспитания важнейших государственных институтов и в первую очередь вооруженных сил. Рядом с большинством выдающихся государственных деятелей Руси мы обязательно видим не менее выдающуюся фигуру Митрополита или Патриарха, будь то Киевская или Московская Русь. Митрополит Михаил духовно подвигал на подвиги князя Владимира. Дмитрия Донского воспитал Святитель Алексий, а подвигнул и благословил на Куликовскую битву Cеpгий Радонежский. Рядом с Иваном Грозным при основании им Русского царства был Митрополит Макарий. Михаил Романов восстанавливал Россию после Смутою времени и польской интервенции под духовным руководством Патриарха Филарета. Патриарх Никон сделал все необходимое и подвигнул Алексея Михайловича Романова и Богдана Хмельницкого на объединение России и Малороссии (Украины). При этом особо необходимо подчеркнуть, что Православие не пошло по воинственной дороге католичества, его оружие всегда было духовным, но оно неизменно оказывалось победным.

Более 620 лет тому назад Русь практически погибла от духовного и физического порабощения и, казалось, полностью утратила надежду на избавление от татаро-монгольского ига. Но Святитель Алексий неустанно трудился на поприще объединения усилий всех русских князей в борьбе с Ордой. Его усилиями был воспитан в твердой Православной вере и вырос патриотом земли русской молодой московский князь Дмитрий Иванович. Вокруг Святителя Алексия и Сергия Радонежского объединялись подвижники Веры Православной. Их общими молитвенными усилиями сохранялся и укреплялся дух нашего народа.

Православный стержень духовности и самосознания русского народа сломать врагам не удалось. В 1380 году преподобный Сергий, игумен земли русской и Чудотворец Радонежский благословил князя Дмитрия на борьбу за освобождение Руси от ига. Орда Мамая была разгромлена, а предварялось и сопровождалось это величайшим подъемом религиозных и патриотических чувств русский людей всех слоев и сословий, невиданным ранее воодушевлением русского воинства. Это была, прежде всего, духовная, моральная победа Православия.

Народ не выдержал, не смог терпеть, когда польские захватчики стали притеснять Православие, ставить под сомнение существование самого понятия Россия, и вновь встал на бой за Русь Святую и Веру Православную. Несломленный муками Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. Вновь Русская Православная Церковь выступила, как сила, мобилизующая и организующая народное сопротивление, как коллективный патриот своего земного Отечества. Победа русского ополчения под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над многочисленным врагом предварялась и сопровождалась мощным религиозным подъемом народа и воинства.

Пример использования Православных идеалов для воодушевления воинов дает обращение Петра I к войску перед Полтавским сражением: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. ... Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего...» Весьма показательно, что, устраивая армию и флот России по европейскому образцу, поручая их обучение иностранным «военным специалистам», дело воспитания Великий Император оставил в руках русских священнослужителей.

Исключительную роль во всей своей деятельности отводил Православию наш бессмертный Генералиссимус А.В.Суворов. Он беспредельно любил Россию, был убежден в непобедимости русского солдата и часто напоминал: «Мы русские с нами Бог!» Именно в Православной Вере видел он корни и истоки всех своих побед. Суворов, еще будучи командиром Суздальского пехотного полка, участвовал в строительстве полкового храма в Новой Ладоге, лично составил молитвенник и катехизис для солдат, строго следил за проведением богослужений, требовал обязательного и добросовестного участия в них всех независимо от чинов, сам показывая в этом пример. Не было случая, чтобы Суворов начал сражение без молитвы. Одержав очередную победу, Суворов, обращался с благодарностью к Богу, обязательно устраивая молебне, в котором часто участвовал в роли певчего и чтеца Евангелия. При нахождении войск в лагерях и во время боевых походов Суворов всегда присутствовал на утренней и вечерней заре и лично читал молитву «Отче наш». Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой верой:

• Молись Богу! - от Него победа!

• Чудо, богатыри! Бог нас водит: - Он нам Генерал!»

• Помилуй Бог! Мы русские, - Богу помолимся: Он нам и помощник!

• Вы - богатыри, неприятель от Вас дрожит. Вы русские!

Неоднократно Суворов говорил: «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить». Не единожды в трудную минуту сражения, Суворов обращался с молитвами к Богу. Твердая вера в Бога, несокрушимая надежда на его помощь и заступничество исповедуемая Суворовым и неутомимо внушаемая им войскам сделала Великого полководца непобедимым, а его войско превратило в легендарных чудо-богатырей.

Велик и достоин вклад Русской Православной Церкви в победном завершении Отечественной войны 1812 года. Православная патриотическая идея была главной в Манифесте Императора Александра I по случаю вторжения наполеоновских войск в Россию. Простое и ясное обращение к Богу и правде Его, этой главной идее для русских людей не могло не найти отклика в их сердце и душе, сплотило и воодушевило их на борьбу с французскими захватчиками. Перечисление подобных примеров можно продолжать и продолжать…

Написать комментарий