О РАСПЯТИИ ГОСПОДНЕМ И О ТЕРПЕНИИ

О РАСПЯТИИ ГОСПОДНЕМ И О ТЕРПЕНИИ

Поучение прп.Макария Египетского. Древо безоружное, Крест без железа и тело мертвое победили и умертвили диавола и ангелов его (Мф.25:41), ибо собственным оружием Сильнейший (Лк.11:21-22), победив сильного воина, предал смерти его. И ныне (Господь) приходит ко всякой душе, истинно взыскующей Его, и, приближаясь к ней, сокрушает и уничтожает силу тьмы, сковыва­ющую и стерегущую душу.

Душа должна иметь такое влечение и любовь к обрученному с ней Жениху-Христу, какое (побуждает) жену целомудренную и любящую мужа, когда она видит мужа своего многажды (брошенным) в темницу, (закованным) в кандалы или (подверженным) иному наказанию, сострадать ему: она, по причине своей любви (к мужу), кажется находящейся вместе с ним в узах и душа ее претерпевает даже большие мучения, чем сам узник. И каким образом Мария, стоящая рядом с распятым Господом (Ин.19:25), рыдала и обливалась слезами, уязвляемая тоской любви, и (сама) казалась сораспинаемой (с Господом), таким же образом и душа, любящая Господа, приявшая в себя ревностный пыл любовного восторга и поспешающая поистине сочетаться со своим Женихом-Христом, должна сострадать страстям Его, всегда помня и имея пред очами язвы Его, полученные из-за нее; (она должна видеть), сколь многое претерпел ради нее Бесстрастный и как был наказан из-за нее Тот, Кто превыше всякого наказания; как бывший образом Божиим принял образ раба (Флп.2:6-7), – должна душа сопретерпевать (с Господом) во всем и быть заключенной в узы вместе с Ним, ибо подобным образом она и прославится вместе с Ним (Рим.8:17).

И как некогда силой Божией был отвален камень от гроба (Мф.28:2) и Мария увидела Господа (Ин.20:14), так и (ныне) силой и посещением Святого Духа камень, наложенный надушу, покрывало (2Кор.3:15–16) греха, отваливается и устраняется средостение, душа удостаивается видеть лицо Христово и обрести покой в Духе Его, избавившись и освободившись от наложенного (на нее) камня греха. Ибо всякая душа, любящая Господа, угнетается бесами, ведущими брань с нею и не позволяющими ей приступить к животворящему Христу. Это происходит с согласия и позволения Бога; ведь Он испытывает душу: подлинно ли она любит Владыку, остается ли твердой в (своем) намерении, несмотря на (все) тягостные труды; не откажется ли когда-нибудь, испугавшись, и не попросит ли освободить ее от тяжкого пути; не побежит ли с (поля) брани против «духов злобы» (Еф.6:12); пребывает ли она незыблемой, многие годы испытываемая злыми искушениями и доверчиво отдающая себя, покинутую и не удостоившуюся никакой помощи, на суд Господа.

Господь, видя мужество и стойкость в искушениях души, а также и то, что, подвергаемая искушениям, она доказала свою безукоризненность, является в доброте Своей, открывая . Себя и ее озаряя сверхсиянным Светом Своим. Призывая душу к Себе, Он ей говорит: «Приди в мире, ближняя Моя» (Песн.2:10 и 13); она, подойдя к Нему, жалуется и говорит: «Почему, Господи, на столь долгое время Ты покинул меня, оставив на многие страдания и поношения врагов? Ведь когда я искала Тебя, «обретоша мя стражие» ночные, «обходящие во граде» (Песн.5:7), и мучили меня». Господь же-, преисполненный неизреченного Света, отвечает ей, убеждая, увещевая и обращаясь к ней так: «Ты правильно говоришь, приди в мире, ближняя Моя, добрая Моя, голубица Моя» (Песн.2:10 и 14). Затем Господь объясняет душе, показывая ей следы гвоздей: «Видишь эти следы, видишь язвы, видишь плевки, видишь раны? – Все это Я претерпел ради тебя, израненной многими ранами и влекомой многими врагами в тяжкое рабство. И по Своему человеколюбию пришел Я к тебе, взыскующей (Меня), для того, чтобы освободить тебя, ибо изначала создал тебя как образ Мой и как невесту Мою. Ради тебя пострадал Я, бесстрастный, и ради твоего искупления перенес Я, незапятнанный, многие оскорбления. И разве ты, по причине самой себя вверженная в столь великое зло и погруженная в столь великий мрак, не должна страдать и угнетаться?» Мирно обсуждая и беседуя с душой, (Господь) показывает, что это Он даровал ей (силы) выдержать мучения, Он укрепил ее в искушениях и скрыто ободрил ее.

Услышав все это, душа познает, что не имеет ничего собственного, но что все принадлежит Господу, прекрасному и пригожему Жениху. Всем сердцем поняв благосклонность, любовь и (добрую) волю, проявленные к ней (Господом), отвечает (Ему): «Вот, Господи, вот тело непорочное и душа чистая; обними меня всю, защищаемую десницей (Песн.2:6) Твоей и обретающую покой на груди Твоей». И Господь являет Себя душе в двух ликах: в язвах Своих и в славе Света Своего. Душа зрит и страсти (Господни), которые Он претерпел ради нее, и преосиянную славу Божественного Света Его; она преображается «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18), преуспеяет соответственно обоим ликам (Христа): соответственно лику страсти (Его) и соответственно лику славного Света (Его); в некотором роде она забывает (даже о собственной) природе, (целиком) охваченная Богом, слившись И смешавшись с Небесным Человеком (1Кор.15:47–48) и со Святым Духом и сама став духом. Ведь как некий нищий, весьма нуждающийся и бродящий от двери к двери в поисках «дневного пропитания» (Иак.2:15), а затем сразу и внезапно ставший царем, обретя благоденствие, забывает прежнюю нищету, так и душа, обогатившаяся богатством небесным, уже не вспоминает о своей прежней бедности. Ибо если Христос, будучи по естеству образом Божиим, забыл в некотором роде (Свое Божественное) достоинство, приняв «образ раба и сделавшись подобным человекам» (Флп.2:6–7), то тем более душа, приняв в себя сущность, силу и естество Божий, забывает о своем прежнем безобразии.

Поэтому будем взывать к Господу и ожидать, что Он, по (Своей) любви (к нам), явится и отныне освободит нас от мрака, чтобы таким образом при Воскресении и (наше) немощное тело просветилось светом, сущим в душе, и сопрославилось с душой. Господь близок (Флп.4:5) нам, если мы взыскуем Его искренним сердцем. Ведь всякий, внимающий (этим) словам, пусть уповает на то, что он принимает Слово, сущее в ипостаси, и научается от Него всякой правде. Виждь же ты, уповающий быть наследником Божиим и смешать (свою) душу с Духом Господним, какое житие и какую святость жизни должно воспринять тебе, к какому образу бытия обратиться и как вести себя. Ибо все это ты должен делать и являть, насколько то в твоих силах. Аминь.

Преп. Макарий Египетский «Собрание рукописей типа 3. Поучения»

Написать комментарий