МНОГО БО МОЖЕТ МОЛЕНИЕ МАТЕРНЕЕ КО БЛАГОСЕРДИЮ ВЛАДЫКИ

МНОГО БО МОЖЕТ МОЛЕНИЕ МАТЕРНЕЕ КО БЛАГОСЕРДИЮ ВЛАДЫКИ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся,– с такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией соделалась Покровительницей всего мира и каждой в отдельности души христианской. И какую радость в нашем сердце производят эти благодатные слова! В особенности – когда душа наша бывает обременена тяжестью грехов или скорбей либо расслаблена унынием или отчаянием. Тогда христианское сердце невидимо черпает для себя из этих слов ободрение, утешение и спокойствие. Сколько радости доставляют они тогда нашей душе!

В тяжелые, скорбные для души минуты, когда душа подвергается какому-либо греховному искушению, она особенно нуждается в милости и в светлой надежде на помощь. Мы все это испытываем. И хотя Господь по Своему существу долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается (Пс. 102, 8-9), бывают тем не менее с нашей стороны такие неразумные поступки, которыми мы сами заграждаем доступ к нам Божественной благодати и навлекаем на себя гнев Божий праведный. Например – когда мы не прощаем от всего сердца обиды ближним, как то видно из притчи о наказанном неблагодарном должнике, ибо Спаситель прямо говорит: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Или – когда наше сердце возносится гордостью, ведь, по слову Апостола: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5,5); тогда благодать Божия отходит от нас и пребывает на нас гнев Божий.

И вот в минуту оставленности, когда гнев Господень тяготеет над нами, душа особенно нуждается в милости Создателя своего. Но чем можно преложить гнев Божий на милость, когда мы и дерзновение теряем пред Господом, когда и святые осуждают, кажется, нас, не ходатайствуют за нас, долг грехов беспределен, не достанет целой жизни, чтобы заплатить его? Что же делать и к кому прибегнуть и от кого ожидать нам спасения? – От Той, Которая стала Матерью нашей по благодати. Она есть Надежда ненадежных, прибежище грешников, Матерь христиан, Пречистая Дева Мария, Пренепорочная Владычица. Поэтому, если какой-нибудь грешник и приходит в такое несчастное состояние, что с одной стороны имеет прогневанного Бога, а с другой – не имеет никакой помощи в виде ходатайства святых, то и тогда не покидают его покров и заступничество Всесвятой Девы. Хотя вы это знаете, но нелишне еще раз напомнить об этом, чтобы глубже утвердить веру в предстательство Божией Матери о нас.
Мы сказали, что Господь гневается за беззакония наши. Но чтобы было понятнее, что значит выражение "гневается", чтобы уразуметь, как страшен гнев Божий, который возгорается от греха человеческого, вспомним о тех примерах из Священного Писания, где Бог явился Богом отмщения.
Согрешил впервые светоносный Денница, и Господь, прогневавшись, низверг его с неба, как молнию, отверз бездну огня неугасимого и тьмы кромешной и туда заключил навеки вместе с прочими отступившими ангелами.

Согрешил Адам, и Господь, прогневавшись, изгнал его из рая и осудил возделывать землю, полную терний и волчцев, п\'отом лица своего орошать хлеб всю свою жизнь. Согрешили люди во времена Ноевы, и Господь, прогневавшись, послал на них потоп водный, сорокадневный дождь и потопил их. Согрешили жители Содома и Гоморры и других городов, и Господь, прогневавшись, одождил на них огонь с небес и попалил их. Согрешали евреи, и Господь, прогневавшись, предавал их, побежденных, ограбленных и плененных, в руки врагов – то халдеев, то ассириян; и доселе являются они поношением у людей.

Согрешил пророк и псалмопевец Давид, и, хотя он был друг Божий, Господь, тем не менее, прогневавшись, не простил его без того, чтобы не наложить на него предварительно тягчайшего наказания – смерти детей и моровой язвы, разорившей почти все его царство. И много других примеров праведного гнева Божия видим мы в те древние времена. Согрешаем и мы, христиане, и на нас Господь гневается и наказывает нас, как наказывал Он древних людей. Болезни, преждевременная смерть, голод, войны – все это бичи Божии, которыми Господь наказывает нас с внешней стороны, наказания видимые. Но постигают нас и внутренние наказания, которые касаются нашей души, когда Господь удаляется и отнимает Свою Божественную благодать, отчего происходит потемнение разума, бессилие воли в отношении к добру, невежество и неблагоговение по отношению к истинам веры и вообще ко всему священному, упорство во зле и, наконец, нераскаянность. Это также есть признаки гнева Божия – ослепление сердечных очей и упорство во зле и неправде.

Святые Отцы говорят, что грех есть высшее зло, и для Бога, Который есть высшая Благость, нет ничего ненавистнее греха, и Божие Правосудие ничто так не карает, как грех, это дерзкое преступление Божественных заповедей. Отсюда мы видим, как велик должен быть гнев Божий на человека, пребывающего во грехе. Он так велик, что даже праведный Иов боится его больше, чем мучения в преисподней: О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! (Иов. 14, 13) – восклицает он. И святой Иоанн Златоуст боится гнева Господня более, нежели тьмы наказаний: "не столь мучительно представить себе даже тысячи геенн,– говорит сей Святитель,– сколь мучительно увидеть лицо Божие отвращающимся и кроткое Его око не терпящим воззреть на нас". Когда Бог сильно прогневан на грешника, может ли кто-нибудь ходатайствовать пред Ним, утолить Его гнев и обратить на благоутробие и милость?

В пустыне евреи совершили величайшее беззаконие, какое только может совершить человек перед Богом: они впали в идолопоклонство, сделали себе золотого тельца и поклонились ему как Богу, и отвергли истинного Бога, освободившего их от рабства египетского. Сильно гневается Господь и хочет уничтожить их, стереть с лица земли. Моисей же ходатайствует и просит: Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою… Отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Иакова, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть ею вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх. 32, 11-14). Видите, предстательство Моисея умилостивило Бога и Господь отменил Свое наказание.

Но Моисей ведь был пред Богом только простой раб, так же, как и Авраам, Исаак и Иаков были только рабы. А Пресвятая Дева Мария кто является пред Богом? – Мать, возлюбленная Мать, избранная из всего творения. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что существует беспредельная разница между рабами Божиими и Матерью Божией, и если ходатайство раба Моисея сдерживает Божию ярость и не допускает ее поразить идолопоклонников евреев, то ходатайство Пречистой Девы Марии тем более сдержит этот Божественный гнев и не даст ему пасть на грешных христиан. Бог, умоляемый всеми святыми, иногда выслушивает их, но иногда и не внимает им; Он – Господь, а те – рабы; они просят о милости, оказать или не оказать которую – в Его свободной воле.

Вспомните: апостол Павел просил у Бога трижды и не был услышан. Но умоляемый Пресвятою Девой, Господь внимает Ей всегда: Он – Ее Сын, Она – Его Матерь. А чтобы Сын исполнял прошения Матери, это не есть милость, но естественный долг. Когда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла в царский дворец, царь, как говорит Божественное Писание, поднялся со своего престола, поклонился ей, поставил другой престол, и села она по правую сторону его. И когда она сказала, что имеет просить у него одну милость, он ответил ей: Проси, мати моя, яко не отвращуся от тебе (3 Цар. 2, 20). Царь Соломон знал, что, хотя он и царь, однако должен почитать свою мать, как царицу.

Пресвятая Дева, после Своего преставления от земли на небо, вошла в Божественный чертог славы с великою честью, так что Она посажена выше всех чинов Ангельских и Архангельских и всех святых. Она посажена одесную престола Божия, как об этом Дух Святый предвозвещал: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10). И Господь исполняет Ее прошения: "Проси, Мати Моя, проси, чего хочешь, и Я исполню Твое желание, и пусть знает мир, Кого Ты имеешь Сыном и Кого Я имею Матерью, и таким образом прославят Тебя все роды. Проси исцеления больному, проси о помощи несчастному и бедному, проси, чтобы какая-либо весь, или какой-нибудь город, в которых благоговейно чтится имя Твое, были сохранены от голода, мора, войны; проси, и Я исполню просьбу Твою. Пусть Твоя слава прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославлении Моей Матери".

Наши предки питали твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. И Матерь Божия не оставляла их веру тщетной, но подавала скорую помощь как всему русскому православному народу в целом, так и каждому просящему – по его вере. Рассказывается, как одна благочестивая, богобоязненная женщина-мать провожала своего сына, морского офицера, в далекий и опасный рейс. Пред отправлением сына в дальний путь, она нарочито приехала в храм, чтобы отслужить молебен о его здравии и благополучии перед старинной чудотворной иконой Божией Матери "Знамение". По окончании молебна мать встала перед образом на колени и воскликнула в слезах: "Царица Небесная, Тебе поручаю сына моего и на Тебя вся моя надежда, Ты мне его возвратишь и со дна моря!"

И действительно, во время плавания корабль был застигнут страшной бурей и подвергся совершенному крушению, так что вся команда его была поглощена волнами. В числе прочих был выброшен волнами за борт и сын этой богобоязненной матери. Ожидая уже смерти, он неожиданно вспомнил свою поездку вместе с матерью к чудотворной иконе и с верою призвал на помощь Пресвятую Деву, уповательно взывая к Ней: "Царица Небесная, мать моя просила Тебя обо мне: спаси меня для нее". Вслед за тем волна так сильно ударила его, что он лишился чувств и памяти. А когда пришел в сознание, то увидел себя на морском берегу и возблагодарил Молитвенницу за свое спасение. Дивное чудо Богородицы, Которая по вере и молитве матери в час неминуемой, казалось, гибели спасла ее сына! Это повествование служит также лишним подтверждением силы материнской молитвы, того, что и воистину материнская молитва со дна моря спасает.

Поэтому, дорогие братия и сестры, от малого до великого чтите Пречистую Деву Марию, благоговейте пред именем Царицы Небесной и во всех своих нуждах, телесных и душевных, призывайте Ее, Покровительницу жизни нашей.

Ни одно из спасаемых животных не погибло в ковчеге; так не погибает никто из христиан, прибегающих под защиту Святой Девы, Которая есть Кивот освящения. Пусть обращен на тебя весь гнев Божий, но если Она будет ходатайствовать, то преложит его на милость и благоутробие, ибо много может моление Матернее ко благосердию Владыки. Оттого Святая Церковь наша воспевает: Никтоже притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению. Будем же, дорогие мои, после Господа более всего почитать Пресвятую Богородицу. Пусть имя Господа нашего Иисуса Христа и имя Его Пречистой Матери будут написаны в наших сердцах, и никогда да не сходят они с наших уст. Пусть имя Спасителя и имя Преблагословенной нашей Владычицы будут началом и концом наших утренних и вечерних молитв. С этими именами будем входить в церковь и выходить из нее, начинать и кончать всякое дело, чтобы удостоиться нам в час последнего издыхания иметь с одной стороны Господа Иисуса Христа, а с другой – Пречистую Деву Марию и вместе прославиться в Небесном Царствии. Аминь.

Тропарь Иконе Божией Матери Избавительница

Яко пресветлая звезда, /
просия Божественными чудесы /
святый образ Твой, Избавительнице, /
лучами благодати и милосердия Твоего /
озарив в нощи скорбей сущих. /
Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево, /
избавление от бед, /
исцеление недугов душевных и телесных, /
спасение и велию милость.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Написать комментарий