СПОСОБСТВУЮТ ЛИ РАЗВИТИЮ ДУХОВНОСТИ ФЕСТИВАЛИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ?

СПОСОБСТВУЮТ ЛИ РАЗВИТИЮ ДУХОВНОСТИ ФЕСТИВАЛИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ?

Ныне отечественная культура проявляет повышенное внимание к церковному искусству и вообще к духовной музыке: проводятся фестивали русской православной музыки, оживляется концертная практика, организуются конкурсы и концерты духовной, церковной музыки, которая, в частности, включают в свою концертную программу и богослужебное пение.

Вопрос о церковном пении не переставал быть предметом особого внимания и забот со стороны отцов и учителей Церкви уже со II-го века. Говоря о современной церковной музыке, нужно сделать четкое разграничение между богослужебным (церковным) пением, употребляемым в Церкви и являющимся неотъемлемой частью богослужения, и духовной музыкой, т.е. музыкой, написанной на церковные тексты, но стилистически являющейся музыкой светской, предназначенной как раз для исполнения в концертной обстановке или на различных светских церемониях.

Русское православное пение - часть музыкальной культуры России, но также это и совершенно особый мир, имеющий своей целью обращение к Богу и служение Ему, а не удовлетворение эстетических или иных потребностей человека, чему служит светская музыка. 

Однако сегодня, обратите внимание в особенности на недавно завершившийся послепасхальный период, проходит  много массовых концертов,  на которых исполняется и духовная музыка, и присутствует  богослужебное пение. Допустимо ли это? Уверены, что нет, и готовы пояснить свою позицию.

Представим себе атмосферу концертного зала и настроение собравшихся там людей,  пришедших послушать хоть и духовную музыку, но явно в настроении несколько праздном, ну уж не молитвенном точно, ибо люди действительно пришли на концерт, а не на богослужение, намерены просто послушать и насладиться, а не помолиться.

Уместно ли тут звучание пасхального тропаря на разные мотивы,  который будут слушать лишь как красивую мелодию, песнопения «Богородице Дево, радуйся…»,  Херувимской?  Нет! Никто же не собирается молиться, но а хор со сцены тем не менее поет слова, во время которых в храме происходит священнодействие: «Иже херувимы тайнообразующе… Ныне всякое житейское отложим попечение…» - к чему это? Получается, слова молитвы произносятся всуе, никакого священнодействия при этом не происходит и не может происходить, потому что мы находимся не в храме, а в концертном зале. В итоге получается  профанация духовности – под видом прослушивания церковной музыки мы постепенно теряем благоговение,  необходимо сопровождающее нас при слышании «Херувимской» и других богослужебных песнопений в храме.

Так стоит ли исполнять эту, конечно, несомненно красивую музыку, песнопения вне храма, вне богослужения? Пусть лучше эта поистине неземная красота останется достоянием святой Церкви, богослужений, чтобы люди, пришедшие в храм на службу, не относились к звучащим песнопениям как к чему-то заурядному, обыденному, уже где-то (на концертах) не раз слышанному, но пусть слышат,  умиляются в душе, стяжают это благоговение к службам, к их красоте и пусть, как некогда св. блгв. князь Владимир, впервые попавший на православное богослужение, восклицают: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе»…

Анна Сафронова

Написать комментарий