ТЕРПЕТЬ НАДОБНО, ГОСПОДЬ БОГ НЕ ОСТАВИТ

ТЕРПЕТЬ НАДОБНО, ГОСПОДЬ БОГ НЕ ОСТАВИТ

Наставления Феофана Новозерского об искушениях. В письме вы о себе упоминали, какую жизнь правождать. Очень хорошо; даруй, Боже, вам в земное небо – во святую обитель вступить и на служение Господу Богу себя посвятить, во вся дни жизни вашей, по слову Святого Давида, «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». А что обыкновенная молва говорит, якобы большее искушение бывает в монастыре, нежели в мирской жизни – от кого же оное искушение зависит? Можно сказать: от нас самих, по слову святого апостола Павла: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства» (Римл.1:28). вот от чего бывают нам искушения. Кто велит без нужды ходить по кельям, празднословить, чужие дела пересказывать, осуждать, жаловаться, скучать, унывать, отчаиваться, роптать, злословить других, себя оправдывать, гордиться, тщеславиться, хвалиться, укорять, не примиряться, завидовать, лгать, худыми мыслями заниматься, лениться, не покоряться, противоречить, не почитать старших, а паче настоятельницу, о молитве внутренней нерадеть и прочими бесовскими делами заниматься? -Такая жизнь, конечно, большее искушение навести может, нежели жизнь мирская: да еще иные исповеди духовнику, свои недостатки остави, хотят чужие пересказывать и о своих согрешениях не признаются при Богом и не сокрушаются; и приступая к Святым Тайнам не думают, к Кому приступают, и Кого приемлют. Хотя они и молятся, но молитва их в грех бывает, а причастие Святых Таин в осуждение. Итак, мы сами своему искушению виновны, Бог не требует от нас поклонов, когда мы в таком положении, а требует от нас смирения, Сам смирив Себя, – послушания, Сам послушлив быв до смерти, – терпения, Сам претерпев поругания, биения, оплевания, заушения; требует незлобия, ибо и Сам за врагов своих молился: «Отче Небесный, отпусти им, не видят бо, что творят», (Лук.23:34); требует любви, ибо Сам нашего ради спасения, оставив недра Отца, нашу нищету посети и любви ради душу Свою за нас положи; велит нам пребывать в молитве, говоря: «бдите к молитеся, да не внидете в напасть» (Матф.26:41), и Сам к Отцу Своему Небесному приносил молитву. Сверх сего должно нам иметь намять смертную, что нам миновать сего нельзя: смерть грешников люта, а честна смерть преподобных Его, по смерти же сказано: «да возьмется нечестивый, да не видит славы Господа» (Ис.26:10); а праведным – «примите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Матф.25:34). Ежели таким образом жизнь будем провождать, чтоб угодить Господу, то монастырская жизнь нам будет раем.

Письмо ваше я получил, для меня весьма удивительное. Вы просили меня на 18 число сего месяца для пострижения в Ангельский образ. А теперь я получаю от вас противное, чтоб отпустить вас в Москву. Вы пишете с каким-то восхищением и радостью о неизвестном. Сие не что другое, как искушение вам от врата. Истину вам говорю. Вот что Христос Сын Божий пречистыми Своими устами сказал: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже на приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Матф.10:37.38). Вы отрицаетесь от любви Божией и от креста своего. Какая же любовь влечет вас к своим, когда вы оставили ради вечности всю свою родню? Любовь плотская вредная противная Богу, зовущему вас к Себе, дающему вам царствие небесное, Ангельское достоинство, венец вечной славы. Итак, советую вам не полезное сие предприятие оставить; а я на 18 число хотел приехать и постричь вас. Что ж вы печетесь о племяннице? Бог знает, и без вашего старания, что ей полезно, и приведет ее в служение сие. От Бога все возможно. Ты о себе имей попечение, чтоб враг не порадовался и не поругался над тобою. Должно учиться познавать сети вражии и его вредные предлоги и искушения. Он и Христа Сына Божия искушал; но Христос Сын Божий от Писания ему ответствовал: «не искусиши Господа Бога твоего» (Матф.4:7). Так и нам должно последовать учению Христа Спасителя нашего. Нужно тебе видеться с М... П... а враг предлагает все способы. Ты против того скажи: увижусь после, ежели Господь благоволит; я предала себя Господу и без Его благоволения не могу сего исполнить. Враг будет предлагать, тебе, что неотменно надобно в Москву ехать для племянницы больной, Е...., а ежели не приедешь, то она умрет в мирской жизни. А ты напротив того скажи: Господь приведет ее и без меня, ежели Ему угодно, послужит Ему, а ежели умрет, то намерение ее примет и вчинит ее в число праведных, чего она желала. Итак должно со всех сторон нападающего врага побеждать: «несть наша брань к плоти и крови, но в началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Ефес.6:12). «Горняя мудрствуйте, а не земная; умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге» (Колос.3:2.3). Итак, советую вам предприятие сие оставить, яко неугодное Богу. И не дайте порадоваться врагу. Вам кажется, что вы не можете перенести столь неприятную остановку. Ты поручила себя Господу; к Нему прибегни и помолись: Господи Боже мой! помози мне тяжкое сие искушение перенести. И Господь поможет тебе. А в Москву отпиши: хотя бы и я хотела приехать в Москву и вас видеть, но ныне никак невозможно.

С письмом вашим монахиня Костромской Епархии, пришедши в нашу обитель сего апреля 5 числа, в Церкви просила меня объясниться в своей нужде, для чего странствует. Я, после мефимонов в гостиной келлии нужду ее выслушал; совет давал ей возвратиться в прежний общежительный монастырь; а с терпением и в других монастырях можно бы жить. Но она отозвалась, что нигде в тамошних монастырях жить не может, а ежели в ваш монастырь принята не будет, то лучше в мир располагается выйти. Я говорил ей, что жизнь человеческая подвержена искушениям, но должно в таковых случаях быть непоколебимой и не малодушествовать, а просить Господа о терпении. Лучше потерпеть в здешней жизни скорбные приключения, нежели в будущей. Грешно и гибельно, начавши жизнь духовную, к плотской возвратиться. И так, когда она уже расположилась к вашей обители быть: и ежели не к тягость вам будет, примите ее и избавьте от вражия искушения, а может Господь подаст исправление: тогда всем будет польза, по слову Господа: «аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши» (Иерем.15:19): видно, что сия монахиня не знает, как противоборствовать мыслям, и не слыхала ни от кого, а потому в расстройство и пришла. Даруй, Боже, ей исправление и спокойствие духа.

Что же вы изволите упоминать о своих, в жизни спасительной, недостатках, не смущайтесь: сему должно быть по слову Священного Писания: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушене». Но, по слову святого апостола Павла: «Искушение вас не постиже, точию искушение человеческое», то есть от сестер происходящее. Если чем ни есть недовольна, на сие сказать в себе должно: сыщется ли человек на земле, чтобы кто временным был доволен? Довольство бо наше от Бога, а не от временных благ, или от человек. Если мысли гневные приразятся, вспомнить надобно слово святого Давида: «Гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся».

Без искушения нельзя: Чадо! «Аще приступаешь работать Господеви Богу, управи сердце твое во искушение и потерпи. Вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут: яко Бог искуси я, и обрете их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют, и яко искры по стеблю потекут».

Во время искушений молитесь: «Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, предвариша мя сети смертныя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах!»

Да вот, иногда чего нибудь не достает по своему желанию, так тотчас уныние. «Я роптала на холод». Так слушай: не ты одна роптала, шестьсот тысяч роптали в пустыне, и за то ни один не вошел в обетованную землю.

Без искушений нельзя. «Чадо, аще приступаеши работами Господеви Богу, уготовь душу твою во искушение» (Сир.2:1). А какая награда, когда претерпишь искушение! «Вмале наказани бывше, великими благодетельствованы будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их, возсияют: и яко искры по стеблию потекут. Судят языком, и обладают людьми» (Прем3:5 8). (Он прочитывал это всегда с особенным одушевлением). Господи, мы поползновенны от юности: Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши.

Мы живем не во времена гонений; но нельзя сказать, чтобы и ныне не было гонений: есть гонения от врага, то одно представит, то другое, чтобы привести в уныние, в печаль, отчаяние, чтобы как-нибудь отторгнуть от Бога, представляет, чего совсем не было, увеличивает, из макового зерна делает гору. Терпеть надобно, Господь Бог не оставит.

Архим. Феофан Новоезерский. «Наставления»

Написать комментарий