НЕ ХОЧУ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ХРИСТА

НЕ ХОЧУ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ХРИСТА

Житие и страдание святого мученика Маманта
Святой мученик Христов Мамант родился в Пафлагонии (провинция Римской империи). Родители его – Феодот и Руффина – были люди знатные, из рода патрициев (высшее сословие в Римской империи, соответствующее нашему родовитому дворянству), были в чести, богаты и сияли благочестием. Они не могли долго скрывать в себе своей веры во Христа и горячей любви к Нему, открыто пред всеми исповедали свое благочестие и многих обратили ко Христу. Посему на них донесли правителям, которые воздвигли гонения на христиан.

Так родители святого Маманта были брошены в темницу за Христово имя в Кесарии Каппадокийской злочестивым правителем Фавстом. Блаженная же Руффина была в это время беременна: она вместе с мужем претерпевала страдания за Христа.

В темнице сначала умер его отец; а мать его скончалась в темнице при родах.

Феодот, зная немощь тела своего и видя лютую, жестокость мучителя, пожелал лучше  умереть в темнице, нежели погрешить в чем-либо против благочестия. Его усердную молитву исполнил Владыка живота нашего. Вслед за мужем блаженная Руффина, от скорби преждевременно родив сына, отошла ко Господу, оставив младенца по твердой вере своей на хранение и воспитание Единому Всемощному Богу. Так младенец остался живым посреди мертвых  родителей.

Тогда «храняй младенцы Господь» (Пс.114:5) благоизволил открыть о случившемся одной знатной и благочестивой женщине Аммии из Кесарии. В сонном видении Он чрез Своего Ангела повелел ей испросить у правителя тела святых, преставившихся в темнице и с честию их похоронить; младенца же взять к себе и воспитать его вместо сына. Аммия исполнила повеление Господне. Она была бездетная вдова и целомудренно проводила жизнь свою.

Младенец возрастал, но до пяти лет ничего не говорил. Первое же слово, какое он сказал Аммии, ставшей для него как бы второй матерью, было «мамма» (греч. сосцы или мать.), и от этого слова был назван Мамантом.

Тогда в Риме царствовал нечестивый Аврелиан (270–275 гг.), который особенно совращал в нечестие людей с детских лет. Те же отроки, кто были товарищами Маманта по школе, где святой учился грамоте, следуя его благочестивым наставлениям, не исполняли царских повелений.

При правителе Демокрите, который был ярым гонителем христиан, на Маманта донесли язычники; святому шел пятнадцатый год, он был уже снова сиротой, и ему Аммия оставила в наследство большое имущество. Отрока представили на допрос. Юный Мамант, как совершенный и зрелый муж, безбоязненно исповедовал Христа. Сказал также о своем знатном происхождении, и гонители не посмели мучить святого. Посему, возложив на него железные оковы, отослали к царю Аврелиану в город Эги.

Царь всячески пытался склонить юного Маманта, то угрозами, то ласками, но тщетно. И тогда святого стали бить без пощады. Но Мамант всё переносил, будто не чувствуя боли. Его опаляли свечами, били камнями, пытались бросить в море, привязав на шею тяжелый свинец, но явился Ангел Господень, освободил мученика и, приведя на высокую гору в пустыне, близ Кесарии, повелел ему жить там.

Житие в пустыне св. Мамант начал 40-дневным постом, и явился как бы второй Моисей (Исх.24:18), коему в руки дан был новый закон: ибо сошел к нему с неба голос и жезл. Приняв сей жезл, Мамант, по повелению свыше, ударил им в землю, и тотчас из глубины земли явилось Евангелие. После сего построил он небольшую церковь и молился в ней, читая святое Евангелие. От святости Маманта дикие звери становились ручными, и он питался их молоком, из коего изготовлял сыр – для себя и для бедных из Кесарии.

Когда злочестивый наместник Каппадокии Александр узнал о Маманте, то счел его за чародея и послал взять его. Но св. Мамант сам вышел навстречу воинам. Святого до самого города провожал его верный лев. На допросе св. Мамант опроверг все нечестивые домыслы наместника и исповедал Бога истинного, от чего мучитель пришел в ярость и приказал повесить святого, бить и строгать железными когтями тело его. Мученик всё терпеливо переносил, с умилением возводя очи на небо, ожидая помощи, каковую действительно и получил: ибо внезапно был к нему с неба голос, глаголющий: «Крепись и мужайся, Мамант!»

Изстрогав всего, святого бросили на время в темницу, где сидело до сорока узников. Когда они изнемогли от голода и жажды, св. Мамант помолился, и чрез оконце влетел в темницу голубь, держа во рту пищу, которая чудесно умножилась для всех узников. В полночь же открылись двери темницы, и все узники вышли; остался только Мамант.

Мучитель тем временем разжег печь, чтобы сжечь святого. Но и оттуда спас его Господь, оросив пламя прохладой. Мученик, воспевая и славя в той печи Бога, пробыл в ней три дня. Многие из народа, увидав это чудо, познали истинного Бога, безумный же наместник приписал это чародейству и многие хулы говорил на истину.

Затем св. Маманта осудили на съедение зверям, но его не тронула ни медведица, ни леопард. В это время прибежал лев – тот самый, который пришел со святым из пустыни, и, вскочив в цирк, проговорил к святому человеческим голосом (ибо Бог, в явление всемогущей Своей силы, открыл уста зверю, как некогда ослице Валаамовой), следующие слова: «Ты – пастырь мой, который пас меня на горе!» И, проговорив сие, тотчас бросился терзать зрителей. Но св. Мамант укротил льва и отослал его в пустыню.

Наместник же, снова схватив святого, продержал некоторое время в темнице и, выведя вторично в цирк, выпустил на него самого свирепого льва. Но и тот, мгновенно став кротким, лежал у ног святого. Видя сие, народ от гнева скрежетал зубами на святого и кричал наместнику: «Уведи льва, а мы этого чародея побьем камнями!»

И стали бросать камни в мученика. Один же из языческих жрецов, по повелению мучителя, сильно ударил святого трезубцем в чрево и рассек его, так что из чрева выпали все внутренности. Подобрав их и держа собственными руками, св. Мамант пошел вон из города. Кровь его, истекающую как воду, одна из верующих женщин собирала в сосуд. Пройдя около 200 саженей, св. Мамант обрел в каменной скале пещеру и уснул в ней. Здесь он услышал голос с неба, призывающий его в горние селения, и с радостью предал дух свой в руки Господа, за Коего усердно пострадал. В 275 г. От святых мощей его совершались многие исцеления и чудеса.

По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Написать комментарий