Вопросы веры - в руках Суркова

Вопросы веры - в руках Суркова

Вице-премьер, руководитель аппарата правительства Владислав Сурков отныне будет курировать вопросы взаимодействия государства с религиозными организациями.
Как высказываются политологи, в кремлевской администрации сегодня нет людей, способных хоть как-то формулировать и проводить политику в отношении религиозных организаций и конвертировать нарастающие скандалы вокруг Церкви.  Поэтому Суркова, некогда уже исполнявшего аналогичную работу, решили использовать на конкретном, узком, но ставшем реальной «горячей точкой» церковном участке.
Безусловно, ждать от Суркова благих плодов, скорее всего, не стоит. Его взгляды на религию выдают в нем человека настроенного либерально и экуменически, что, впрочем, для политиков считается нормальным – слава Богу, что хотя бы не активный атеист. Но настораживает уже то, с каким позитивом официальные представители т.н. «традиционных конфессий» дружно поспешили отметить новое назначение Суркова. 
Глава синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, известный своей неадекватностью,  выразил надежду, что «мудрость, гибкость и креативность вице-премьера позволят ему и дальше находить верные решения сложных религиозно-общественных вопросов».  Вторит официальному представителю РПЦ председатель Духовного управления мусульман Чеченской республики Султан Мирзаев. А президент Федерации еврейских общин России Александр Борода и вовсе уверен, что Сурков «внёс огромный вклад в развитие религиозной жизни. Благодаря его участию мы избежали множества конфликтов на национальной и религиозной почве»…
Суркову в новом качестве предстоит решать проблемы скорее не религиозные, а политические, что вызывает большие сомнения в успешности этой новой «духовной» миссии. Одна из таких проблем та, что Русскую Православную Церковь начали открыто обвинять в откровенном пособничестве власти вместо церковного нейтралитета и в «отказе от истинно христианских ценностей» (т.е. от толерантности и безразличности к вере), что связано в первую очередь с делом «Pussy Riot».
 
Владислав Сурков

Сурков неоднократно высказывался по поводу конфессий, места религии в жизни людей, богоизбранности руководства страны. Более того, тема Бога и дьявола присутствует в творчестве вице-премьера, который пробует себя и в публицистике, и в литературе. "Лента.ру" изучила колонки, интервью, стихи Суркова и выбрала наиболее яркие высказывания чиновника на тему религии. Выяснилось, что Владислав Сурков считает Православие «зерном идентификации» русского человека, а ислам – «религией добрососедства».
Бог, дьявол и прогресс
"К слову, в нашей русской традиции диавол (враг, как говорила моя бабушка) вертляв и болтлив. Рыщет, хлопочет, суетится. Будь то черт гоголевских "Вечеров..." или Верховенский, верховный бес из "Бесов". Зато Бог статичен. Он восседает, царствует, сияет и давно уже не отвлекается на разговоры с беспокойными ветхозаветными старцами". (Колонка в "Русском пионере", сентябрь 2011 года)
"Времена меняются. У нас телефоны с вами мобильные, интернет и так далее, и так далее. Все это модно и красиво, но все равно, если брать, что есть русский человек, зерно его идентификации - это все равно Православная вера. Воцерквлен ли он, или он просто не отрицает своей связи с Церковью, но это самое важное". (Отметим, что эти слова сказаны на встрече с архиереем Екатеринбургской епархии владыкой Викентием, ноябрь 2010 года)
"Произошла фетишизация всего временного, преходящего - Прогресса, Новостей, Скоростей, Потребления, Движения, Моды, Спешки, Торговли. И это, честно говоря, совсем неплохо, поскольку с тех пор кое-что перепало и такому временному и преходящему существу, как человек. Хотя по-прежнему неясно - человек человеку кто, общедоступная медицина, массовое производство, новые технологии, интернет, демократия и много чего еще делают жизнь интереснее, комфортнее, лучше. Нет, я серьезно - лучше, лучше. И ради этого стоит побегать и похлопотать. Глупо бросать общественно полезные дела и внезапно замирать (например, хирургу, только что сделавшему надрез) в думах о вечном". (Колонка в "Русском пионере", сентябрь 2011 года)
Конфессиональное добрососедство
"Величайшие русские политические проекты (такие как Третий Рим и Третий Интернационал) были обращены к людям других народов и открыты для них. Критически анализируя прошлое, признавая ошибки и провалы, мы вправе и будем гордиться всем лучшим, что унаследовано от империи и Союза. В том числе - уникальным опытом взаимопонимания Православной Церкви с исламской общиной, иными конфессиями, всестороннего взаимодействия и взаимопомощи земель и городов". (Статья в "Эксперте", ноябрь 2006 года)
"Ислам в России - это религия миролюбия, добрососедства и сложившихся исторических отношений между всеми народами России. Мы должны не только уважать, но и действенно помогать развитию всех наших культур и всех наших религий. Сегодня с главой Дагестана мы говорили о том, что идет борьба с экстремистами, с теми, кто извращает ислам. Все-таки надо вывести этот прекрасный, красивый регион в число процветающих. Для этого есть все: энергия местных жителей, природные богатства, прекрасное расположение. Чем меньше здесь будет места религиозному экстремизму, тем проще будет нам с экономикой и социальной сферой, тем богаче будут жить люди. Этот вопрос прямо связан с успехами и в экономике, и в политической жизни". (Встреча в Махачкале с представителями дагестанского духовенства, май 2011 года)
Бог, Церковь и политическое руководство
"Здесь, в России, ей [суверенной демократии - прим. "Ленты.ру"] предстоит... создать новое общество, новую экономику, новую армию, новую веру. Доказать, что о свободе и справедливости можно и должно думать и говорить по-русски". (Статья в "Эксперте", ноябрь 2006 года)
"Отношение (я думаю, вы в этом не сомневаетесь) политического руководства страны к Русской Православной Церкви, как то и подобает, очень уважительное. Мало того что у нас, наверное, впервые в истории сейчас и Владимир Владимирович Путин, и Дмитрий Анатольевич Медведев не просто с уважением относятся, но и людьми являются воцерквленными. На самом деле, такое, мне кажется, довольно существенное качество политического руководства, когда это не просто приход в церковь, как уважение к чувствам многих верующих, это еще и сам человек приходит в личном качестве, как верующий. Наверное, это очень дорогое приобретение Русской Церкви за эти годы". (Это, опять же, - встреча с архиереем Екатеринбургской епархии владыкой Викентием, ноябрь 2010 года)
"Мне кажется, если Бог определил народу жить еще какое-то количество веков, то в трудный час Он ему посылает тех, кто выводит народ из тупика, из войны, из разорения, из беды. И мне кажется, Ахмат-Хаджи был таким человеком, которого послал Бог чеченскому народу, чтобы вывести его из беды, в которую этот народ попал. Я считаю, честно говоря, и Путина человеком, который был послан России судьбой и Господом в трудный для страны час, для нашей большой, общей нации". (Интервью в программе "Диалоги" чеченского телевидения, июль 2011 года)
Поиск божественного в искусстве
"Мне неизвестны высказывания мастера ни о чем таком, типа, божественном. Предпринятая мной попытка различить в нем наивного богоискателя и внеканонического иконописца почти наверняка показалась бы нелепой и самому Миро, и профессиональным мироведам. Но я тем не менее уверен: он был достаточно силен, чтобы переплыть время и выбраться из Гераклитовой реки на твердый берег. Туда, где Платон увидел идею, св. Павел любовь, Паскаль сферу, Борхес - алеф. А что там нашел Хоан Миро? Желанную пустоту? Равновесие света? Собственную картину? Кто знает. Люди простые, вроде меня, называют это - Бог". (Колонка в "Русском пионере", сентябрь 2011 года)
Молитва
Отче наш
Я бы хотела, как в детстве, зарыдать над бездомным котенком
И в воскресное утро воскреснуть, чтобы обнять тех, кто любит меня.
Я бы смогла вместе с песней пробежать по дороге звонкой,
Чтоб найти на серебряных струнах дивный отблеск былого огня.
И просить за всех и за тех, кто там и за тех, кто здесь
"Ясный Отче наш, хлеб насущный наш, дай нам днесь"
Я бы хотела расставить и разлить свое талое сердце по твоим,
Безымянным пустыням, мелодичным пасхальным дождем.
Я променяла бы вечность на улыбки, тюльпаны и свечи,
Чтоб сияли на обочине ночью, освещали для праздника дом.
И прошу за всех и тех, кто там и тех, кто здесь
"Ясный Отче наш, хлеб насущный наш, дай нам днесь"
(Владислав Сурков и Вадим Самойлов. "Отче наш" с альбома "Полуострова 2", 2006)
Материал подготовил Андрей Кузнецов 

Написать комментарий