О спасении

О спасении

Поучение свт. Игнатия (Брянчанинова) в двунадесятую Неделю
Учителю Благий, вопросил Господа нашего Иисуса Христа некоторый юноша, чтó благо сотворю, да имам живот вечный (Матф. 19, 16.)? т. е. чтó мне делать, чтоб спастись? Вопрос — весьма важный! Вопрос долженствующий особенно занимать каждаго человека во время его земного странствования! Как тихая пристань представляется непрестанно воображению и воспоминанию путешественника, преплывающаго обширное море: так и мы, несясь по волнам житейскаго моря, должны непрестанно иметь пред мысленными очами вечность и на поприще временной жизни устраивать нашу участь в вечности. Какое приобретение, сделанное нами на земле, может остаться навсегда нашею неотемлемою собственнностию? — Это — наше спасение. — Кто употребил земную жизнь для накопления богатств: тот оставит богатства при переходе в вечность. Кто употребил земную жизнь на приобретение почестей и славы: у того отнимет их жестокая смерть. Кто же употребил земную жизнь на стяжание своего спасения: тот возьмет с собою спасение свое в вечность и на небе будет вечно утешаться приобретением, сделанным на земле.
Возлюбленные братия! чтó делать нам, чтоб спастись? Ответ на этот вопрос, ответ вполне удовлетворительный находим в Евангелии. Господь обявил, что для спасения тех, которые неверуют во Христа, необходима вера во Христа, а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим. Неверующий во Христа погибнет навеки, и верующий во Христа устами, но неисполняющий Его всесвятых заповедей и потому отвергающийся Его делами, погибнет навеки. Иначе: для спасения нужна живая вера во Христа.
Когда иудеи спросили Господа: чтó сотворим, да делаем дела Божии? Господь отвечал им: Се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он (Иоан. 6, 29). Живая вера во Христа есть дело, — и дело Божие, столько обширное, что им вполне совершается спасение. Такая вера выражается всею жизнию, всем существом человека: она обемлет его мысли, его сердечныя чувствования, всю деятельность его. Веруяй такою верою, имать живот вечный (Иоан. 6, 47). Се же есть живот вечный, да знают Тебя единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа (Иоан. 17, 3). Живая вера — зрение и познание Бога (Евр. 11, 47). Живая вера — жизнь, посвященная всецело благочестию, и умерщвлению для мира. Живая вера — дар Божий. Испрашивали себе этот великий дар у Господа Его Святые Апостолы, когда говорили Ему: приложи нам веру (Лук. 17, 5). Только при посредстве живой веры может человек отречься от многих недостоинств падшаго естества своего, соделаться учеником и последователем Господа разумом и деятельностию, подобающим естеству обновленному.
Духовный чертог, в котором хранится и из котораго неоскудно преподается духовное сокровище — истинная вера, есть единая, Святая, Православная Церковь. По этой причине вполне необходимо для спасения принадлежать к Православной Церкви: неповинующийся Церкви буди тебе яко же язычник и мытарь (Матф. 18, 17), сказал Господь. Напрасно некоторые признают грех ума грехом легким, ничтожным! Сколько дух выше тела, столько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее добродетели, совершаемой телом; сколько дух выше тела, столько грех, принятый и совершенный духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемаго телом. Грех тела — очевиден: грех духа весьма часто малоприметен, иногда совсем неприметен для людей, погруженных в попечения мира. Тем более он страшен! тем вернее удары его! тем неисцельнее язвы, им наносимыя! Сраженный греховною мыслию, светоносный Ангел соделался мрачным демоном, и, изгнанный из обителей небесных, низвергся в преисподнюю. Он увлек туда множество Ангелов и множество человеков, допустивших образу мыслей своих заразиться мнениями ложными. Господь, наименовав падшаго ангела отцом лжи, наименовал его и человекоубийцею, как непребывающаго в истине (Иоан. 8, 44). Итак, ложь есть источник и причина вечной смерти! Напротив того, истина есть источник и причина спасения, по определению Самого Господа (Иоан. 8, 32). Святую истину хранит в лоне своем Святая Церковь. Принадлежа ей и повинуясь ей, можно иметь правильный образ мыслей о Боге, о человеке, о добре, о зле, следовательно и о спасении. Очевидно, что, не имея правильнаго образа мыслей о спасении, невозможно иметь и самаго спасения. Начало спасения — истина! начало спасения — правильная мысль! Залог погибели — отступление от истины мыслию ложною. Всякое нарушение истины и принятие мысли ложной сопряжено с страшным грехом богохульства и отречения от Бога. Опытное доказательство этого видим в падении Праотцев, начавшемся с принятия мысли ложной; опытное доказательство видим во всех ересях, из которых одне похулили Бога, стремясь отвергнуть Божество Господа нашего Иисуса Христа и исказить всесвятый догмат о Его вочеловечении; другие похулили Бога, приписав человеку Божеския достоинства [1]; иные похулили Бога, назвав Святаго Духа тварию: другие похулили Бога, отвергши действие Святаго Духа в церковных таинствах и назвав их вымыслом человеческим [2]. Наконец, некоторые похулили Бога, потребовав пренебрежения к жительству по заповедям Христовым, лукаво умалчивая о догматах веры, но вместе умерщвляя веру, которая для жизни своей необходимо нуждается в делах веры. Вера без дел мертва есть (Иоан. 2, 20), сказал Апостол. Самое величайшее бедствие, перед кончиною мира, должно постигнуть всех человеков, по учению Апостола, которые любве истины неприяша, во еже спастися им. Сего ради послет им Бог, то есть, попустит действо лсти в лице величайшаго беззаконника, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверововшие истине, но благоволившии в неправде (2 Сол. 2, 10-12). Наш образ мыслей, или наш разум может быть духовным только тогда, когда пребывает всецело в истине, вознесшись к ней живою верою во Христа[3]. Отступление от истины есть падение с духовнаго неба в плотское мудрование. Мудрование плотское — смерть есть, говорит Апостол! Мудрование плотское — вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 6-7) покориться, по причине своего падения в духе.
Возлюбленные братия! Принесем Господу теплейшую молитву, как принесли ее Апостолы, о том, чтоб Он даровал нам единственное средство спасения — живую веру. Испрашивая молитвою получение этого дара, докажем искренность желания получить безценный дар нашим собственным усилием к стяжанию его. Уклонимся от зла, и сотворим благо (Псал. 58, 15). С насилием отторгнем наше сердце от греха, и с насилием усвоим ему добродетель. Ныне мы предстоим в сем святом храме невивидимому Богу, и имеем возможность испросить у Него все, потребное для нашего спасения: так в свое время, мы предстанем вкупе со всем человечеством Лицу Его, чтоб дать Ему отчет в нашей земной жизни. Остережемся, чтоб не принесть Ему тогда одно тщетное имя Христиан без дел, требуемых Богом от Христиан. Он обетовал дать страшный ответ лицемерным Христианам, и даст его. Тогда исповем им, сказал Он, яко николи же знах вас: отыдите от Меня делающии беззаконие (Матф. 7, 23). Аминь. 
Примечания: 
[1] Непогрешимость папы. 
[2] Лютеранизм, и вообще Протестантизм. 
[3] Преп. Исаак Сирский. Слово 28. 
Источник: Поучение о спасении Епископа Игнатия (Брянчанинова). // Журнал «Богословскiй Вестник», издаваемый Московскою Духовною Академиею. — Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. — 1914. — Том I. — Январь. — С. 1-4. 

Написать комментарий