Овинская икона Успения и Успенский Паисиев монастырь

Овинская икона Успения и Успенский Паисиев монастырь

Первые упоминания о монастыре относятся к XIV веку. В то время он назывался Николаевским и стоял на земле боярина Иоанна Овины. Легенды гласят, что в 1378 году Овин решил построить в обители новую церковь во имя св. Николая. Тогда к нему явились двое ангелов, принесших с собой икону Божией Матери с просьбой назвать престол строящейся церкви во имя Успения Богородицы. Боярин повиновался, и с тех пор монастырь получил имя Успенского, а чудесно обретенная икона, прозванная Овинской, хранилась в нем до 1930-х годов. Во время войны был обнаружен один из ее списков, он хранился во Введенском соборе, а в 2003 году передан в восстановленный Паисиев монастырь.


С Овинской иконой Божьей Матери связано несколько чудес. Так, в 1387 году в монастырской церкви, где она стояла, случился пожар. Образ вынес из пламени иеромонах Иаков, и к удивлению монахов ни икона, ни ее спаситель нисколько не пострадали от огня. В 1434 году икону увез в Москву Василий II, враждовавший со своим княжившим в Галиче дядей Юрием, однако когда он поместил ее в Успенском соборе Кремля, в первую же ночь икона странным образом исчезла. Найдена она была на старом своем месте. Впрочем, есть и другой, более прозаичный рассказ об этих событиях: икону галичане выкупили. 

В те же годы, с 1385 до 1460 или 1463 в монастыре подвизался преподобный Паисий Галичский, пришедший сюда «с далекого юга». Уже к 1387 году он становится игуменом обители. Во время его настоятельства монастырь обретает богатства и славу. После смерти Иоанна Овины покровителем и ктитором обители становится его зять Иван Ярцов, а затем сын последнего Дмитрий. Дмитрий умер бездетным и завещал все свои вотчины Успенскому монастырю. 
Паисий выступил как посредник в примирении Галича с центральной властью в Москве. Дмитрий Юрьевич Красный, князь галичский (1433-1440), находящийся, в отличие от отца и своих братьев, в дружеских отношениях с великим князем, велел сделать с Овинской иконы список и поручил Паисию отвезти его Василию II. Но из-за смерти князя, в Москву Паисий отправился не с иконой, а в качестве одного из сопровождающих его тело – Дмитрий был погребен в Архангельском соборе Московского кремля. Лишь после многолетнего противоборства брата Дмитрия Красного и нового правителя Галича Дмитрия Шемяки с Василием II, окончившегося новым взятием Галича (1450), Паисий наконец отвез список иконы государю. 

Паисий умер в 1460 или 1463, а уже под 1488 летописи называют Галичский Успенский монастырь в его честь Паисиевым. В царствование Федора Алексеевича, скорее всего, в 1682, Паисий был причислен к лику общечтимых святых.

Дата постройки старейшего и важнейшего здания обители – Успенского собора – точно не известна. По особенностям архитектуры А. И. Некрасов отнес его к XVI веку. Собор имел приделы святого Иоанна Богослова и епископа ростовского Леонтия (на день памяти Леонтия пришлась кончина преподобного Паисия), а также пристроенную прямо к нему шатровую колокольню, стоящую вровень с главами собора. В 1837-1839 в нем устроен также придел преподобного Паисия. 

В XVII веке развитие монастыря  было связано с покровительством князя А. М. Львова. В 1642 году на его пожертвования была возведена теплая церковь Троицы, необычной формы: с тремя главами, выстроившимися в один ряд (к настоящему времени перестроена).

Монастырь был закрыт советской властью в конце 1919 года, часть построек (в частности, кирпичная ограда) была разобрана, часть использовалась для хозяйственных нужд. В конце концов, здания бывшего монастыря забросили. Еще в 1960-х, после того как своды Троицкой церкви обрушились, Костромской реставрационной мастерской были проведены консервационные работы. В 1989-1993 был составлен проект реставрации Успенского собора, однако сама реставрация началась лишь после того, как в 1994 году монастырь был возобновлен как женская обитель. Первое богослужение в соборе совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр в 1997 году. К 2008 году в монастыре была 1 монахиня, 1 инокиня и 7 послушниц.

Поздняков Л.

Написать комментарий